Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 102884-7 "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости),
внесенный депутатами Государственной Думы В.Л. Пашиным, Д.Е. Шилковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 102884-7 "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости) (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, неработающим собственникам жилых помещений, получающим страховую пенсию по старости, - в размере ста процентов.
При этом положения, устанавливающие зависимость выплаты компенсации от проживания таких собственников одиноко или совместно с родственниками, в том числе недостигшими пенсионного возраста и работающими, данным законопроектом не предусматриваются.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрен механизм компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, который заключается в следующем:
1) для одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений, достигших возраста:
- семидесяти лет - в размере пятидесяти процентов;
- восьмидесяти лет - в размере ста процентов;
2) для проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственников жилых помещений, достигших возраста:
- семидесяти лет - в размере пятидесяти процентов;
- восьмидесяти лет - в размере ста процентов.
Указанные компенсационные меры принимаются на основании законов субъектов Российской Федерации и, соответственно, финансируются из средств бюджетов субъектов Российской Федерации с возможностью возмещения за счет средств федерального бюджета.
В целом усиление мер социальной поддержки указанной категории граждан возражений у Комитета не вызывает. Вместе с тем необходимо отметить следующее.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается, что его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Однако принятие законопроекта приведет к увеличению численности получателей социальной поддержки по уплате взносов на капитальный ремонт, что повлечет дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, а также может повлечь дополнительные расходы федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, законодательством Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлена возможность самостоятельно принимать решения, касающиеся установления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по уплате взносов на капитальный ремонт за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Комитет полагает, что законодательное предоставление мер социальной поддержки должно основываться на реальной финансово-экономической возможности их реализации, а не являться исключительно декларативным решением.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию данного законопроекта, поскольку считает, что его принятие приведет к дополнительным расходам бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации также не поддерживает представленный законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает принятие Государственной Думой проекта федерального закона N 102884-7 "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.