Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 403-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым, А.Г. Аксаковым, И.А. Ананских, В.Г. Газзаевым, В.К. Гартунгом, А.Н. Грешневиковым, Е.Г. Драпеко, С.И. Крючеком, О.А. Николаевым, Г.З. Омаровым, А.А. Ремезковым, Н.И. Рыжаком, А.В. Терентьевым, Ф.С. Тумусовым, Г.П. Хованской, А.В. Чепой, О.В. Шеиным, а также А.Л. Бурковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) ряд изменений, направленных на расширение существующих и создание новых, не основанных на принципах обязательного пенсионного страхования, льготных условий пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.
Так авторами законопроекта предлагается:
- ввести новый вид страховой пенсии - дополнительную страховую пенсию по старости, назначаемую получателям страховой пенсии по старости и выплачиваемую один раз в год в декабре в размере соответствующей страховой пенсии по старости;
- расширить перечень "нестраховых" периодов, засчитываемых в страховой стаж, за счет периода получения среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения граждан, обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные образовательные организации;
- засчитывать в страховой стаж период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста трех лет вместо полутора лет, а также увеличить общую учитываемую продолжительность данного "нестрахового" периода с шести до двенадцати лет;
- предоставить право на установление повышения к страховой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 лет.
1. По вопросу введения нового вида страховой пенсии необходимо отметить, что в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации страховая пенсия представляет собой обязательное страховое обеспечение, предоставляемое в виде ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации застрахованным лицам утраченного дохода при наступлении страхового случая, которым признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности либо потеря кормильца.
Предлагаемый новый вид пенсии не отвечает ни одному из обозначенных условий и признаков, и более того, противоречит как базовым страховым принципам, так и общим правилам пенсионного обеспечения, предусматривающим установление не более одной пенсии по одному основанию и за один и тот же страховой стаж.
2. В связи с предложением авторов законопроекта увеличить количество и продолжительность засчитываемых в страховой стаж "нестраховых" периодов комитет отмечает, что для целей действующего пенсионного законодательства страховой стаж используется в основном при определении права на страховую пенсию.
В соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ были увеличены с 5 до 15 лет требования к страховому стажу необходимому для приобретения права на страховую пенсию по старости. Вместе с тем, повышение указанных требований не было одномоментным, а происходит постепенно по одному году в год (в 2017 году необходимый страховой стаж составляет 8 лет). Кроме того, необходимая продолжительность страхового стажа "фиксируется" на день достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста, что позволяет гражданам в случае необходимости доформировать право на страховую пенсию по старости в более короткие сроки.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также засчитываются поименованные в статье 12 Федерального закона N 400-ФЗ отдельные "нестраховые" социально значимые периоды, обусловленные социальным страхованием и иными гарантиями, вытекающими из трудовых отношений, а также связанные с исполнением конституционного долга по защите Отечества.
Что касается периодов получения среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения граждан, обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные образовательные организации, то они отличаются от иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона, и не могут быть приравнены к ним.
Также необходимо иметь в виду, что включение в страховой стаж указанных периодов без установления механизма возмещения из федерального бюджета недополученных за этот период страховых взносов не окажет влияния на размер получаемой пенсии.
Предлагаемое законопроектом ограничение видов образовательных учреждений, обучение в которых будет засчитываться в страховой стаж, только государственными или муниципальными организациями высшего образования ставит в неравное положение лиц, обучавшихся в иных имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях высшего образования.
В части предложений, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения родителей, следует отметить, что уже в 2014 году засчитываемый период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет был увеличен с трех до четырех с половиной лет, а в 2015 году - до шести лет, то есть появилась возможность учесть при назначении пенсии период ухода за третьим и четвертым ребенком.
При этом, если ранее действовавшим законодательством было предусмотрено возмещение средств за данные "нестраховые" периоды исходя из одного минимального размера оплаты труда, а это около 1 балла, то в Федеральном законе N 400-ФЗ соответствующие суммы возмещения увеличены, в том числе кратно: за каждый год ухода за первым ребенком - 1,8 балла; за вторым - 3,6 балла; за третьим и четвертым - 5,4 балла.
Таким образом, указанные периоды участвуют в формировании пенсионных прав, а дополнительные баллы увеличивают индивидуальный пенсионный коэффициент и, соответственно, общий размер страховой пенсии застрахованного лица.
Установленное ограничение по перечню и продолжительности засчитываемых в страховой стаж "нестраховых" периодов обусловлено, в том числе, относительно невысокими требованиями к продолжительности страхового стажа, необходимого для приобретения права на страховую пенсию. Так, по ранее действовавшему пенсионному законодательству пенсия по старости на общих основаниях устанавливалась при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Обращаем внимание также на тот факт, что страховой стаж не может формироваться исключительно из "нестраховых" периодов, поскольку это противоречит сущности Федерального закона N 400-ФЗ, направленного на реализацию страховых принципов в пенсионном обеспечении.
3. Что касается расширения категории лиц, имеющих право на установление повышения в размере 100 % фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, то в соответствии с действующим законодательством указанное повышение устанавливается лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы. Следует отметить, что в данное повышение была трансформирована устанавливавшаяся к пенсии до 1 января 2002 года надбавка на уход. Таким образом, целевым предназначением такого повышения является компенсация лицам, достигшим возраста 80 лет или признанным в установленном порядке инвалидами I группы, дополнительных расходов, связанных с нуждаемостью в постоянном постороннем уходе.
В связи с тем, что согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж "нестраховых" периодов осуществляется за счет средств федерального бюджета, реализация законопроекта потребует выделения дополнительных ассигнований, которые федеральными законами "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не предусмотрены. Источники и порядок исполнения новых расходных обязательств законопроектом не определены.
Учитывая изложенное, реализация предлагаемых авторами законопроекта изменений будет способствовать размыванию страховых принципов формирования пенсионных прав и утрате характера страховой пенсии, что противоречит сущности Федерального закона N 400-ФЗ.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержатся существенные замечания, в том числе в части необходимости определения источника финансирования расходов, предусмотренных законопроектом.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект и отмечает, что предлагаемые изменения не приведут к существенному улучшению положения пенсионеров и не окажут стимулирующего воздействия на граждан к осознанному формированию будущей пенсии, при этом значительно повысив нагрузку на бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и федеральный бюджет.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.