Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федерального агентства
воздушного транспорта
от 17.01.2018 N 22-П
Обстоятельства и причины авиационного происшествия с вертолетом R-44 RA-04195
28.11.2016 при выполнении полета днем в районе населенного пункта Алушта (Республика Крым) произошла катастрофа вертолета R-44 RA-04195, принадлежащего частным лицам.
Выполнялся полет с посадочной площадки Ялта-Интурист на посадочную площадку Белогорск.
На борту вертолета находились пилот и два пассажира.
Зональный прогноз GAMET, выпущенный для района полетной информации Симферополь ниже эшелона 100, на период действия от 06.00 до 12.00 28.11.2016 включал: приземный ветер 250° 15 м/с, порывы до 20 м/с, местами 300° 20 м/с, порывы до 25 м/с, видимость у поверхности земли 3000 м, слабый ливневой дождь, дымка, местами видимость 400 м, сильный ливневой дождь, туман. Горы выше 400 м над уровнем моря закрыты облачностью. Облачность значительная, нижняя граница облаков 150 м над уровнем земли, маскированная кучево-дождевая облачность с нижней границей облаков 600 м над уровнем земли, местами значительная облачность с нижней границей облаков 50 м над уровнем земли. Турбулентность сильная от земли до эшелона 100. Обледенение умеренное выше эшелона 080.
По данным метеонаблюдений на метеорологической станции Алушта (в 6 км северо-восточнее от места авиационного происшествия (далее - АП)) за 09.00 28.11.2016 отмечался ветер у земли 320° 2 м/с, видимость 20 км, облачность 7 октантов, кучево-дождевая с высоко-кучевой, нижняя граница 1500-2000 м, температура воздуха +14.9°С, температура точки росы +6,1°С, давление на уровне станции 998.2 гПа, атмосферное давление приведенное к среднему уровню моря 1007.0 гПа.
На момент АП с 06.25 28.11.2016 действовало штормовое оповещение, выпущенное метеостанцией Ангарский перевал (14 км севернее места АП): ветер 340° 5 м/с, порывы до 16 м/с.
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с вертолетом R-44 RA-04195 (далее - комиссия по расследованию) установила, что пилот метеоинформацию у авиационного метеорологического центра Симферополь не запрашивал.
Руководство по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) вертолета R-44 содержит извещения по безопасности SN 11 и SN 32, которые предупреждают об опасности отдачи ручки циклического шага от себя с созданием малой перегрузки, и необходимости избегать выполнения полета при сильном ветре или в условиях турбулентности. Также РЛЭ вертолета R-44 запрещает выполнение полета, если ветер у земли превышает 25 узлов (46 км/ч) или диапазон порывов ветра превышает 15 узлов (27 км/ч).
Комиссией по расследованию были установлены три очевидца АП, наблюдавших с земли полет вертолета, его разрушение в воздухе и падение фрагментов вертолета на землю. Очевидцы АП отмечают на тот момент сильный и порывистый ветер.
Комиссия по расследованию считает, что полет выполнялся на высоте 500-600 м в предгорном районе, слева - горный хребет, справа - Черное море. Ветровая обстановка была сложная. Вероятнее всего, пилот увидел близко летевшую птицу или стаю птиц и попытался уклониться от столкновения, переведя вертолет на снижение резкой отдачей ручкой циклического шага от себя, что привело к выходу вертолета на околонулевые перегрузки (невесомость). Этому мог способствовать и сильный порыв ветра. Из-за уменьшения тяги несущего винта (далее - НВ) образовался некомпенсированный момент от руля высоты, который стал энергично вращать вертолет вправо вокруг продольной оси с соударением лопастями НВ по ограничителям взмаха, приведшие к маст-бампингу. Потеря устойчивости конуса НВ привела к ударам лопастей НВ о фюзеляж, разрушению кабины вертолета, отделению приборной доски, основного топливного бака и хвостовой балки от фюзеляжа. Один из ударов лопасти НВ пришелся на левую переднюю часть кабины, где располагался пассажир. В результате удара лопасти пассажир получил травмы несовместимые с жизнью. Находившиеся на борту вертолета пилот и пассажиры погибли.
По заключению комиссии по расследованию авиационного происшествия:
"Наиболее вероятно, авиационное происшествие с вертолетом R-44 RA-04195 произошло из-за выхода ВС в полете на околонулевые перегрузки, которые привели к маст-бампингу и последующему разрушению вертолета в воздухе.
Наиболее вероятно, катастрофа стала следствием сочетания следующих факторов:
- вывод ВС на околонулевую вертикальную перегрузку при попытке уклонения от птиц;
- сложная ветровая обстановка в районе полета ВС (резкие и сильные порывы ветра)".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 RA-04195 приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 17 января 2018 г. N 22-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.