Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов" (далее - законопроект) и считает возможным отметить следующее в части его положений, входящих в ведение Комитета.
1. Пунктом 1 статьи 6 законопроекта предлагается внести изменение в часть 5 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации путем дополнения положения о том, что публичный сервитут в отношении земельного участка устанавливается в соответствии с земельным законодательством. При этом проектируемой частью 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 законопроекта) исключается применение Гражданского кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением публичного сервитута. Указанные положения законопроекта представляются необоснованными. В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом, которое составляет фундамент гражданско-правового регулирования. Публичный сервитут - разновидность сервитута и поэтому положения об его установлении, безусловно, являются нормами гражданского права. Полагаем, что в Земельном кодексе Российской Федерации должны устанавливаться особенности правового регулирования отношений, возникающих при установлении публичного сервитута, так же как они устанавливаются для сервитутов, не являющихся публичными.
2. Понимая важность поставленной в законопроекте проблемы и необходимость минимизировать различного рода издержки, связанные с оформлением линейных объектов, Комитет считает не менее значимым обеспечить права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме при установлении ограничения пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту Правительство Российской Федерации пытается обеспечить "соблюдение баланса частных и публичных интересов при установлении публичного сервитута", в частности, путем установления для правообладателя земельного участка ряда гарантий. Однако установленные гарантии не учитывают в полной мере специфику жилищных правоотношений, что создает предпосылки для возможного несоблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме в случае принятия законопроекта в представленной редакции.
Так, правообладателям земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут, законопроектом гарантируется право на обжалование решения, которым он был установлен, в суд (проектируемый пункт 22 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации). Такое право может быть ими реализовано в течение 30 дней со дня получения соглашения об осуществлении публичного сервитута. Обращаем внимание на то, что в многоквартирном доме множество субъектов права собственности на земельный участок. По смыслу проектируемых законоположений (проектируемые пункты 8 и 9 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации) каждому собственнику помещения в многоквартирном доме будет направляться соглашение об осуществлении публичного сервитута. При этом срок получения каждым собственником соответствующего соглашения может отличаться. В связи с чем, в ходе правоприменительной практики может возникнуть неопределенность в исчислении срока на обжалование решения об установлении публичного сервитута. Кроме того, представляется не ясным, подлежит ли обжалованию данное решение одним собственником или для этого требуется принятие на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения с предоставлением полномочий конкретному лицу выступать в защиту прав и законных интересов всех собственников помещений в многоквартирном доме.
3. Также в статье 2 законопроекта (проектируемая статья 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации) не учитывается необходимость согласования воли собственников помещений в многоквартирном доме на заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, при том, что в проектируемых положениях Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 6 законопроекта) это предусматривается. В частности, устанавливая тридцатидневный срок со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута на заключение этого соглашения, в законопроекте не учитывается, что временные затраты на организацию и проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме превышают тридцатидневный срок. Учитывая, что последствием неподписания указанного соглашения является осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой установлен сервитут, в соответствии с графиком и в сроки, которые не согласованы с собственниками помещений в многоквартирном доме, существует вероятность нарушения их прав и возникновения множества конфликтных ситуаций. Поэтому Комитет полагает необходимым предупредить наступление негативных последствий, увеличив срок подписания соглашения об осуществлении публичного сервитута и тем самым дать собственникам реальное время для согласования и урегулирования с обладателем публичного сервитута всех вопросов, связанных с выполнением работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой установлен сервитут.
4. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.".
Законопроектом, по мнению Комитета, в достаточной степени урегулированы вопросы, связанные с установлением публичного сервитута в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если такой участок является общим имуществом собственников помещений в нем.
Однако, что касается гарантий собственников помещений в многоквартирном доме при установлении публичного сервитута в отношении не сформированного и не поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка, то в законопроекте они не определены. Законопроект достаточно подробно регулирует отношения, связанные с установлением публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не затрагивает такие отношения применительно к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.
В связи с чем, Комитет считает необходимым предусмотреть гарантии собственников помещений в многоквартирном доме при установлении публичного сервитута в отношении не сформированного и не поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка, в том числе в случае, если установление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка.
5. В соответствии с проектируемым пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (подп. "а", пункт 2 статьи 6 законопроекта) компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме дополняется полномочием по принятию решения о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме. В этой связи Комитет обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации уже установлено полномочие общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по принятию решения о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. В связи чем, полагаем необходимым конкретизировать имеющееся полномочие, не вводя новое полномочие в пункт 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющий другую функциональную направленность.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает возможным поддержать проект федерального закона N 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов" при условии учета указанных замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.