Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 января 2018 г. N 03-03-06/2/2782
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу о налогообложении налогом на прибыль организаций деятельности форекс-дилеров и сообщает следующее.
Регулирование деятельности форекс-дилера осуществляется Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ).
Согласно статье 4.1 Закона N 39-ФЗ профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность форекс-дилера, именуется форекс-дилером. Деятельностью форекс-дилера признается деятельность по заключению от своего имени и за свой счет с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах:
договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, обязанность сторон по которым зависит от изменения курса соответствующей валюты и (или) валютных пар и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения;
двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара, срок исполнения обязательств по которым совпадает, кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения.
Особенности налогообложения срочных сделок установлены в статье 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 301 НК РФ производным финансовым инструментом признается договор, отвечающий требованиям Закона N 39-ФЗ. Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Законом N 39-ФЗ.
Согласно пункту 3.1 статьи 301 НК РФ сделка, которая заключается не на организованном рынке и условия которой не предусматривают поставки базисного актива, может быть квалифицирована только как производный финансовый инструмент.
Особенности определения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами устанавливаются с учетом положений статьи 280 и статей 301-305 НК РФ (статья 274 НК РФ).
Учитывая изложенное, если сделка налогоплательщика соответствует требованиям, предъявляемым Законом N 39-ФЗ к договорам производных финансовых инструментов, то налоговая база по ней определяется в порядке, установленном статьями 301-305 и 326 НК РФ.
По вопросу заполнения налоговой декларации рекомендуем обратиться в ФНС России, поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, является ФНС России.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.