Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 января 2018 г. N 44-АПГ17-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2016 г. N 268-т "О внесении изменений в Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 N 382-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" (Кунгурский городской округ)", от 20 декабря 2016 г. N 327-т "О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 N 382-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" (Кунгурский городской округ)" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" на решение Пермского краевого суда от 6 сентября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Региональной службы по тарифам Пермского края Багиной О.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края (далее также - РСТ Пермского края) от 20 декабря 2015 г. N 382-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" (Кунгурский городской округ)" (далее также - Постановление N 382-т) определены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" (далее также - ООО "ТЭК", Общество) для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации согласно приложению 1, установлены обществу с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" тарифы с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. согласно приложению 2.
Постановлением РСТ Пермского края от 19 декабря 2016 г. N 268-т (далее - Постановление N 268-т) в приложения 1, 2 к Постановлению N 382-т внесены изменения, указанные приложения изложены в новой редакции.
Постановлением РСТ Пермского края от 20 декабря 2016 г. N 327-т (далее - Постановление N 327-т) в приложение 2 к Постановлению N 382-т (в редакции Постановления N 268-т) внесены изменения, приложение 2 изложено в новой редакции.
ООО "ТЭК" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании постановлений РСТ Пермского края N 268-т и N 327-т не действующими со дня их принятия, ссылаясь на их несоответствие положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также - Закон о теплоснабжении) и постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
В обоснование общество указало, что решением Пермского краевого суда от 22 июня 2016 г. Постановление N 382-т признано не действующим со дня вступления судебного постановления в силу - 24 ноября 2016 г., а внесение каких-либо изменений в недействующий нормативный правовой акт не допускается. При корректировке оспариваемыми нормативными правовыми актами тарифа на 2017 год РСТ Пермского края не учтены все заявленные и подтвержденные соответствующими документами расходы, в частности затраты ООО "ТЭК" по статье "Расходы на оплату труда" с учетом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Тарифным органом необоснованно занижены расходы по статье "Приобретение сырья и материалов" и по статье "Арендная плата", а также исключены из состава затрат расходы на оплату услуг производственного характера (подряд), направленные на энергосберегающие мероприятия, мероприятия по выполнению предписания территориального подразделения Ростехнадзора и ремонт тепловых сетей.
Решением Пермского краевого суда от 6 сентября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального и процессуального права, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Относительно доводов апелляционной жалобы Региональной службой по тарифам Пермского края и прокуратурой Пермского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Согласно пунктам 1.1 и 3.2.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 5 августа 2013 г. N 1057-п (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края, в том числе устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) в сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", была определена РСТ Пермского края.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Постановлениями РСТ Пермского края от 19 декабря 2016 г. N 268-т и от 20 декабря 2016 г. N 327-т были внесены изменения в приложения 1, 2 к Постановлению N 382-т, согласно которым указанные приложения изложены в новой редакции.
Решением Пермского краевого суда от 22 июня 2016 г. по административному иску ООО "ТЭК" Постановление N 382-т признано не действующим с даты вступления этого решения в законную силу.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, с 24 ноября 2016 г. Постановление N 382-т являлось недействующим.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", частью 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" закреплено, что вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административного иска по рассматриваемому делу, суд первой инстанции указал, что регулирующим органом при вынесении Постановления N 268-т были в полном объеме учтены выводы, изложенные в решении суда от 22 июня 2016 г., а указанный нормативный правовой акт является замещающим нормативным правовым актом, принятым взамен недействующего.
При этом суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (часть 3 статьи 216 КАС РФ).
Последствием признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его исключение из системы правового регулирования.
Основания для досрочного пересмотра тарифов на тепловую энергию (мощность) установлены пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075.
При этом нормативное содержание положений части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 3 статьи 216 КАС РФ с учетом положений статьи 10 Конституции Российской Федерации о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную свидетельствует о том, что исполнение решения суда о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть осуществлено этим органом путем внесения в такой акт изменений и дополнений, направленных на его приведение в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого Постановление N 268-т и Постановление N 327-т должны быть признаны недействующими, Судебная коллегия полагает, что поскольку они приняты с нарушением полномочий тарифного органа и установленных процессуальным законодательством последствий признания недействующим нормативного правового акта, в который ими внесены изменения, то подлежат признанию не действующими со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 6 сентября 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2016 г. N 268-т "О внесении изменений в Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 N 382-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" (Кунгурский городской округ)" и постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2016 г. N 327-т "О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 N 382-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Энергетическая Компания" (Кунгурский городской округ)".
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 января 2018 г. N 44-АПГ17-22
Текст определения официально опубликован не был