Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2018 г. N 19-АПГ17-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 07 июня 2017 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании недействующим в части постановления Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" утверждены Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский" и Граница государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский".
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим названного постановления в части установления границ и площади заказника "Бештаугорский" на территории участка N 3 Минераловодского района и муниципального образования Минераловодского городского округа, ссылаясь на противоречие положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Закона Ставропольского края от 6 мая 2014 года N 33-кз "Об особо охраняемых природных территориях", постановления Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года N 280-п "Об утверждении Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае".
Суть доводов сводилась к тому, что правовое регулирование принято с нарушением процедуры принятия решения о создании особой охраняемой природной территории в спорных границах, нарушает права органов местного самоуправления и граждан, проживающих на данной территории, поскольку изменение границ и площади заказника с органом местного самоуправления предварительно не согласовывалось, схема территориального планирования Минераловодского городского округа не учитывалась, материалы комплексного экологического обследования для предварительного согласования в органы местного самоуправления также не представлялись.
Решением Ставропольского краевого суда от 7 июня 2017 года в удовлетворении административного искового заявления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано.
В апелляционной жалобе администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (пункт 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими и зоологическими), палеонтологическими, предназначенным и для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими, геологическими (статья 22). Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 названного федерального закона (статья 23). Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (статья 24).
Судом достоверно установлено, что создание Государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", расположенного на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды, утверждение его границ и Положения о нём не является произвольным.
Как видно из доказательств по делу, проверенных и оценённых судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, общая площадь заказника и его границы установлены с целью сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды обитания, с учётом наличия в границах заказника участков природных и культурных ландшафтов, геологических, минералогических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность; создание заказника в спорных границах занимает длительный временной период; при этом эколого-экономическое обоснование функционирования заказника исполнено в соответствии с Техническими заданиями на выполнение работ по комплексному экологическому обследованию и землеустройству в рамках ведомственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2009-2011 годы" для государственных нужд Ставропольского края; материалы комплексного экологического обследования участков территории заказника одобрены и рекомендованы для дальнейшей реализации Экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 27 января 2016 года N 27, и в состав которой включены эксперты, обладающие научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу. Заключение государственной экологической экспертизы в установленном законом порядке административными истцами не обжаловалось.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что все материалы экологического обследования участков территории заказника подготовлены на основе согласования этих материалов с органами местного самоуправления, результатов общественных обсуждений слушаний с населением. Материалы согласований и результаты общественных обсуждений показывают, что соответствующие органы местного самоуправления, в том числе органы Минераловодского городского округа, заинтересованные граждане, принципиальных возражений против создания заказника "Бештаугорский" не высказывали.
Так, 14 ноября 2011 года Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в администрацию Ленинского поселения Минераловодского района направлено обращение о согласовании материалов комплексного экологического исследования и границ государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" (л.д. 228 т. 5). Условия администрации по согласованию границ и режима заказника отражены в письме от 17 февраля 2012 года N 249 и в дальнейшем включены в текст итогового документа общественных обсуждений.
Замечания по материалам комплексного экологического обследования участков и границ государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" отражены в протоколе N 2 от 25 июня 2012 года заседания комиссии при администрации Минераловодского муниципального района по организации общественных обсуждений, проведению опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, а также в письме главы администрации Минераловодского муниципального района от 22 февраля 2012 года N 497, направленном в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
В материалах дела также имеются сведения о согласовании проекта оспариваемого постановления с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" не может рассматриваться как противоречащее федеральному законодательству и нарушающее права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на отмену решения суда первой инстанции, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении, с которой Судебная коллегия выражает согласие.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ставропольского краевого суда от 7 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2018 г. N 19-АПГ17-10
Текст определения официально опубликован не был