Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5.1
Общие положения
5.1.1 Применение и общие положения
5.1.1.1 Настоящая часть устанавливает положения по процедурам отправки опасных грузов, касающиеся разрешений на отправку и предварительных уведомлений, маркировки, знаков опасности, регистрации в документах (вручную, с помощью методов электронной обработки информации (ЭОИ) или электронного обмена данными (ЭОД)) и применения увеличенных знаков опасности.
5.1.1.2 Если в настоящем Кодексе не предусмотрено иное, опасные грузы могут предъявляться к перевозке только при условии их надлежащей маркировки, снабжения знаками опасности (ярлыками) и увеличенными знаками опасности, описания и удостоверения в транспортном документе, а также подготовки их к перевозке во всех иных отношениях в соответствии с требованиями настоящей части.
5.1.1.3.1 Перевозчик не должен принимать опасные грузы к транспортированию, если:
.1 не представлен экземпляр транспортного документа на опасные грузы и иные документы или сведения, требуемые положениями настоящего Кодекса; либо
.2 не представлена информация по опасным грузам в электронной форме.
5.1.1.3.2 Информация по опасным грузам должна сопровождать опасные грузы до конечного места назначения. Эта информация может содержаться в транспортном документе на опасные грузы или быть представлена в ином документе. Эта информация должна быть передана грузополучателю при доставке опасных грузов.
5.1.1.3.3 Если информация по опасным грузам передается перевозчику в электронной форме, она должна находиться в распоряжении перевозчика в любое время в течение транспортирования до конечного места назначения. Эта информация должна обладать возможностью незамедлительного воспроизведения в форме бумажного документа.
5.1.1.4 Целью указания надлежащего отгрузочного наименования (см. 3.1.2.1 и 3.1.2.2) и N ООН вещества, материала или изделия, предъявленных к перевозке, а для случая вещества-загрязнителя моря, добавления характеристики "загрязнитель моря" в документах, сопровождающих груз/грузовую партию, а также нанесения на грузовую единицу маркировки с надлежащим отгрузочным наименованием согласно 5.2.1, включая КСГМГ с грузами, является предоставление возможности незатрудненным образом идентифицировать вещество, материал или изделие при перевозке. Такая незатрудненная идентификация особенно важна в случае аварийного происшествия с участием таких грузов с целью определения аварийных процедур, необходимых в конкретной ситуации, а в случае загрязнителей моря - для капитана судна с тем, чтобы он мог выполнить требования Протокола l к МАРПОЛ к направлению обязательных сообщений.
5.1.2 Использование транспортных пакетов и укрупненных единиц
5.1.2.1 Транспортный пакет и укрупненная единица должны быть маркированы с указанием надлежащего отгрузочного наименования и номера ООН, а также иметь маркировку и знаки опасности (ярлыки), требуемые главой 5.2 для грузовых единиц, для каждого из содержащихся в транспортном пакете или укрупненной единице видов опасных грузов, исключая случай, когда маркировка и знаки опасности, представляющие все опасные грузы, содержащиеся в транспортном пакете или укрупненной единице, остаются видными. Кроме того, транспортный пакет должен быть маркирован словами "ТРАНСПОРТНЫЙ ПАКЕТ/OVERPACK", исключая случай, когда требуемые главой 5.2 маркировка и знаки опасности, представляющие все опасные грузы, содержащиеся в транспортном пакете, остаются видными, исключая требования 5.2.2.1.12. Размер букв, образующих маркировку "OVERPACK", должен составлять по меньшей мере 12 мм.
5.1.2.2 Отдельные грузовые единицы, составляющие укрупненную грузовую единицу или транспортный пакет, должны нести маркировку и иметь знаки опасности согласно главе 5.2. Каждая из грузовых единиц с опасными грузами, содержащихся в укрупненной единице или транспортном пакете, должна соответствовать всем применимым положениям настоящего Кодекса. Маркировка "ТРАНСПОРТНЫЙ ПАКЕТ/OVERPACK" на пакете свидетельствует о соблюдении этого требования. Размещение в пакете или укрупненной единице не должно ухудшать функций, предназначенных для выполнения каждой из грузовых единиц.
5.1.2.3 Каждая из грузовых единиц, несущих маркировку ориентации, предписываемую 5.2.1.7 настоящего Кодекса, помещенная в транспортный пакет, укрупненную единицу или используемая в качестве внутренней тары внутри крупногабаритной тары, должна перевозиться в положении, соответствующем этой маркировке.
5.1.3 Порожние неочищенная тара или грузовые единицы
5.1.3.1 За исключением грузов класса 7, тара, включая КСГМГ, в которой ранее содержался опасный груз, должна быть идентифицирована, маркирована, снабжена знаками опасности (ярлыками) и увеличенными знаками опасности так же, как это требуется для данного опасного груза, если не были приняты такие меры по устранению любой возможной опасности, как очистка, удаление паров продувкой или заполнение не являющимся опасным веществом.
5.1.3.2 Грузовые контейнеры, цистерны, КСГМГ, а также иные виды тары и транспортные пакеты, используемые для перевозки радиоактивных материалов, не должны использоваться для перевозки других грузов, если они не прошли обеззараживания до уровня ниже 0,4 Бк/см2 по бета- и гамма-излучателям и альфа-излучателям низкой токсичности, и ниже уровня 0,04 Бк/см2 по всем другим альфа-излучателям.
5.1.3.3 Порожние грузовые транспортные единицы, содержащие остатки опасных грузов, либо загруженные не прошедшими очистку порожними грузовыми единицами или порожними не прошедшими очистку контейнерами для массовых грузов, должны отвечать положениям, применимым к грузам, содержавшимся при предшествовавшей перевозке в укрупненной единице, таре или контейнере для массовых грузов.
5.1.4 Совместная упаковка
Если два или более опасных груза помещаются в одну и ту же наружную тару, грузовая единица должна быть снабжена знаками опасности и маркировкой, требуемыми для каждого из веществ. В нанесении знаков дополнительной опасности нет необходимости, если знак основной опасности уже указывает на опасное свойство груза.
5.1.5 Общие положения для класса 7
5.1.5.1 Утверждение перевозок и уведомление
5.1.5.1.1 Общие положения
В дополнение к утверждению конструкции грузовых единиц, описанному в главе 6.4, в определенных обстоятельствах (5.1.5.1.2 и 5.1.5.1.3) требуется также многостороннее утверждение перевозок. При некоторых обстоятельствах необходимо также уведомлять о перевозке компетентные органы (5.1.5.1.4).
5.1.5.1.2 Утверждение перевозок
Многостороннее утверждение должно требоваться для:
.1 отправки упаковок типа В(М), не отвечающих положениям 6.4.7.5, или в конструкции которых предусмотрена возможность контролируемого периодического вентилирования;
.2 отправки упаковок типа В(М), содержащих радиоактивные материалы с активностью более 3000 или 3000 , по принадлежности, либо 1000 ТБк, смотря по тому, что меньше;
.3 отправки упаковок, содержащих делящиеся материалы, если сумма индексов безопасности по критичности упаковок в одном грузовом контейнере или в одном перевозочном средстве превышает 50. От этого требования должны освобождаться перевозки морскими судами, если сумма индексов безопасности по критичности не превышает 50 для любого из трюмов, отсеков или участков палубы, и обеспечивается расстояние в 6 м между группами упаковок или транспортными пакетами в соответствии с требованиями таблицы 7.1.4.5.3.4; и
.4 программ радиационной защиты при перевозках на судах специального назначения согласно 7.1.4.5.7,
за исключением случаев, когда компетентный орган может разрешить транспортирование на территорию или через территорию своей страны без утверждения отправки путем включения в документ об утверждении конструкции особого положения (см. 5.1.5.2.1).
5.1.5.1.3 Утверждение отправки на специальных условиях
Компетентный орган может утверждать положения, в соответствии с которыми груз, не отвечающий всем применимым положениям настоящего Кодекса, может перевозиться на специальных условиях (см. 1.5.4).
5.1.5.1.4 Уведомления
Уведомление компетентных органов требуется в следующих случаях:
.1 до первой перевозки любой грузовой единицы, требующей утверждения компетентным органом, грузоотправитель должен представить копии каждого из применимых к грузовой единице сертификатов, выданных компетентным органом, компетентному органу страны отправки и компетентным органам каждой из стран, через территорию которых или на территорию которых должен быть доставлен груз/партия грузов. Грузоотправитель не обязан ждать подтверждения от компетентного органа о получении уведомления, а компетентный орган не обязан давать такое подтверждение о получении сертификата;
.2 для каждого из следующих видов отправки:
.1 упаковок типа С, содержащих радиоактивные материалы с активностью, превышающей 3000 или 3000 , по принадлежности, либо 1000 ТБк, смотря по тому, что меньше;
.2 упаковок типа B(U), содержащих радиоактивные материалы с активностью, превышающей 3000 или 3000 , по принадлежности, либо 1000 ТБк, смотря по тому, что меньше;
.3 упаковок типа B(M);
.4 отправки на специальных условиях,
грузоотправитель должен уведомить компетентный орган страны отправки и компетентные органы каждой из стран, через территорию которых или на территорию которых должен быть доставлен груз/партия грузов. Такое уведомление должно находиться в распоряжении каждого из компетентных органов до начала отправки, предпочтительно не менее чем за 7 суток до ее начала;
.3 грузоотправитель не обязан направлять отдельное уведомление, если требуемые сведения были включены в заявку на утверждение перевозки (см. 6.4.23.2);
.4 уведомление об отправке должно включать:
.1 сведения в объеме, достаточном для идентификации данной упаковки или упаковок, включая все соответствующие номера сертификатов и опознавательную маркировку;
.2 сведения о дате отправки, ожидаемой дате прибытия и предлагаемом маршруте;
.3 названия радиоактивных материалов или нуклидов;
.4 описание физической и химической формы радиоактивного материала, принадлежности к радиоактивным материалам особого вида или радиоактивным материалам с низкой способностью к рассеянию; и
.5 данные о максимальной активности радиоактивного содержимого во время перевозки, выраженной в беккерелях (Бк) с соответствующим символом префикса SI/СИ (см. 1.2.2.1). Для делящихся материалов вместо активности может быть указана масса делящегося материала (или, где применимо, масса каждого делящегося нуклида в смесях), выраженная в граммах (г) или кратных грамму единицах.
5.1.5.2 Сертификаты, выдаваемые компетентным органом
5.1.5.2.1 Сертификаты, выдаваемые компетентным органом, требуются для нижеследующего:
.1 конструкций для:
.1 радиоактивных материалов особого вида;
.2 радиоактивных материалов с низкой способностью к рассеянию;
.3 делящихся материалов, освобожденных согласно 2.7.2.3.5.6;
.4 упаковок, содержащих 0,1 кг или более гексафторида урана;
.5 упаковок, содержащих делящийся материал, если они не являются предметом освобождения согласно 2.7.2.3.5, 6.4.11.2 или 6.4.11.3;
.6 упаковок типа B(U) и типа B(M);
.7 упаковок типа С;
.2 специальных условий;
.3 некоторых видов отправки (см. 5.1.5.1.2);
.4 определения базовых значений радионуклидов, упомянутых в 2.7.2.2.1, для отдельных радионуклидов, не перечисленных в таблице 2.7.2.2.1 (см. 2.7.2.2.2.1);
.5 альтернативных пределов активности для освобожденных партий груза приборов или изделий (см. 2.7.2.2.2.2).
Сертификаты должны подтверждать соответствие применимым требованиям, а применительно к утверждениям конструкций должны присваивать им опознавательную маркировку.
Сертификаты об утверждении конструкции упаковки и на перевозку могут быть объединены в единый сертификат.
Сертификаты и заявки на получение этих сертификатов должны соответствовать положениям в 6.4.23.
5.1.5.2.2 Грузоотправитель должен располагать экземпляром каждого из применимых к случаю сертификатов.
5.1.5.2.3 В случае конструкции упаковок, для которых не требуется выдачи компетентным органом сертификата об утверждении, грузоотправитель должен по запросу предоставлять для проверки соответствующему компетентному органу документальное подтверждение соответствия конструкции данной упаковки всем применимым положениям.
5.1.5.3 Определение транспортного индекса (TI) и индекса безопасности по критичности (CSI)
5.1.5.3.1 Транспортным индексом (TI) для упаковки, транспортного пакета или грузового контейнера, либо неупакованных материалов НУА-I или объектов ОПРЗ-I является число, которое должно быть определено в соответствии с изложенной ниже процедурой:
.1 определяется максимальный уровень излучения в миллизивертах в час (мЗв/ч) на расстоянии 1 м от внешних поверхностей грузовой единицы, транспортного пакета, грузового контейнера или неупакованных материалов НУА-I или объектов ОПРЗ-I. Измеренное значение умножается на 100, и полученный результат является транспортным индексом. Для урановых и ториевых руд и их концентратов максимальный уровень излучения в любой точке на расстоянии 1 м от внешней поверхности груза может быть принят следующим:
0,4 мЗв/ч для руд и физических концентратов урана и тория;
0,3 мЗв/ч для химических концентратов тория;
0,02 мЗв/ч для химических концентратов урана, за исключением гексафторида урана.
.2 для цистерн, грузовых контейнеров и неупакованных материалов НУA-I и объектов ОПРЗ-I значение, определенное в 5.1.5.3.1.1 выше, должно быть умножено на соответствующий коэффициент в таблице 5.1.5.3.1;
.3 значение, полученное в 5.1.5.3.1.1 и 5.1.5.3.1.2 выше, округляется в большую сторону до первого следующего десятичного знака (напр., 1,13 округляется до 1,2), за исключением значений 0,05 и ниже, которые могут быть приравнены нулю.
Таблица 5.1.5.3.1. Коэффициенты пересчета для цистерн, грузовых контейнеров, неупакованных материалов НУА-I и объектов ОПРЗ-I
Размер груза*(а) |
Коэффициент пересчета |
размер груза 1 |
1 |
1 < размер груза 5 |
2 |
5 < размер груза 20 |
3 |
20 < размер груза |
10 |
------------------------------
*(а) Измеренная наибольшая площадь поперечного сечения груза.
5.1.5.3.2 Транспортный индекс каждого транспортного пакета, грузового контейнера или перевозочного средства должен быть определен либо как сумма транспортных индексов (TI) всех заключаемых в них упаковок, либо прямым измерением уровня излучения, за исключением не являющихся жесткими транспортных пакетов, для которых транспортный индекс должен определяться только как сумма TI всех упаковок.
5.1.5.3.3 Индекс безопасности по критичности (ИБК /CSI) каждого транспортного пакета и грузового контейнера определяется как сумма ИБК/CSI всех содержащихся в нем упаковок. Эта же процедура должна применяться для определения общей суммы ИБК/CSI партии грузов или грузов, размещенных на перевозочном средстве.
5.1.5.3.4 Упаковки, транспортные пакеты и грузовые контейнеры должны быть отнесены к одной из следующих категорий: I-БЕЛАЯ/WHITE, II-ЖЕЛТАЯ/II-YELLOW или III-ЖЕЛТАЯ/III-YELLOW, в соответствии с условиями, указанными в таблице 5.1.5.3.4 и следующими требованиями:
.1 применительно к упаковке, транспортному пакету или грузовому контейнеру при определении соответствующей категории должны быть учтены как транспортный индекс, так и уровень излучения на поверхности. Если транспортный индекс удовлетворяет условию одной категории, а уровень излучения на поверхности удовлетворяет условию другой категории, упаковка, транспортный пакет или грузовой контейнер должны быть отнесены к более высокой категории. Для этой цели категория I-БЕЛАЯ/WHITE должна рассматриваться как самая низкая категория;
.2 транспортный индекс должен определяться согласно процедурам, указанным в 5.1.5.3.1 и 5.1.5.3.2;
.3 если уровень излучения на поверхности превышает 2 мЗв/ч, упаковка или транспортный пакет должны перевозиться на условиях исключительного использования и с соблюдением 7.1.4.5.6 или 7.1.4.5.7, по принадлежности;
.4 упаковка, перевозимая на специальных условиях, должна быть отнесена к категории III-ЖЕЛТАЯ, за исключением случая применения положений 5.1.5.3.5;
.5 транспортный пакет или грузовой контейнер, содержащий упаковки, перевозимые на специальных условиях, должен быть отнесен к категории III-ЖЕЛТАЯ, за исключением случая, когда применяются положения 5.1.5.3.5.
Таблица 5.1.5.3.4. Категории упаковок, транспортных пакетов и грузовых контейнеров
Условия | ||
Транспортный индекс |
Максимальный уровень излучения в любой точке внешней поверхности |
Категория |
0*(а) |
Не более 0,005 мЗв/ч |
I-БЕЛАЯ |
Больше 0, но не больше 1*(а) |
Более 0,005 мЗв/ч, но не более 0,5 мЗв/ч |
II-ЖЕЛТАЯ |
Больше 1, но не больше 10 |
Более 0,5 мЗв/ч, но не более 2 мЗв/ч |
III-ЖЕЛТАЯ |
Больше 10 |
Более 2 мЗв/ч, но не более 10 мЗв/ч |
III-ЖЕЛТАЯ*(b) |
------------------------------
*(a) Если измеренный ТИ/ТI не превышает 0,05, приведенное значение может быть принято нулевым согласно 5.1.5 3.1.3.
*(b) Должны также перевозиться на условиях исключительного использования, за исключением грузовых контейнеров (см. таблицу 7.1.4.5.3).
5.1.5.3.5 Во всех случаях международных перевозок упаковок, требующих утверждения конструктивного оформления или перевозки компетентным органом, для которых в различных странах, имеющих отношение к перевозке, применяются различные типы утверждений, отнесение к категории должно быть осуществлено в соответствии с сертификатом страны происхождения конструкции.
5.1.5.4 Особые положения по освобожденным упаковкам радиоактивных материалов класса 7
5.1.5.4.1 Освобожденные упаковки радиоактивных материалов класса 7 должны иметь на внешней поверхности тары четкую долговечную маркировку с указанием:
.1 номера ООН, которому предшествуют литеры "UN";
.2 либо грузоотправителя, либо грузополучателя, либо того и другого; и
.3 значения допустимой массы брутто, если она превышает 50 кг.
5.1.5.4.2 Требования к документации главы 5.4 не применяются к освобожденным упаковкам с радиоактивными материалами за следующими исключениями:
.1 номер ООН с предшествующими ему литерами "UN", а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя и, где применимо, идентификационная маркировка каждого из сертификатов об утверждении, выданных компетентными органами (см. 5.4.1.5.7.1.7) должны быть указаны в таких транспортных документах, как коносамент, авиатранспортная накладная или иной подобный документ, отвечающий требованиям 5.4.1.2.1 - 5.4.1.2.4;
.2 должны быть применены требования 5.4.1.6.2 и, если применимо, требования 5.4.1.5.7.1.7, 5.4.1.5.7.3 и 5.4.1.5.7.4;
5.1.5.4.3 Если применимо, должны быть применены требования 5.2.1.5.8 и 5.2.2.1.12.5.
5.1.5.5 Специфические положения для партии грузов делящихся материалов
Делящийся материал, отвечающий одному из положений 2.7.2.3.5.1 - 2.7.2.3.5.6, должен соответствовать следующим требованиям:
.1 для груза/партии грузов может быть допущено только одно из положений 2.7.2.3.5.1 - 2.7.2.3.5.6;
.2 если сертификатом об утверждении не разрешена перевозка нескольких материалов, в составе одной партии грузов разрешена перевозка только одного утвержденного делящегося материала в упаковках, классифицированных в соответствии с 2.7.2.3.5.6;
.3 делящийся материал в упаковках, классифицированных в соответствии с 2.7.2.3.5.3, должен перевозиться в составе партии грузов, включающей не более 45 г делящихся нуклидов;
.4 делящийся материал в упаковках, классифицированных в соответствии с 2.7.2.3.5.4, должен перевозиться в составе партии грузов, включающей не более 15 г делящихся нуклидов;
.5 неупакованный или упакованный делящийся материал, классифицированный в соответствии с 2.7.2.3.5.5, должен перевозиться на условиях исключительного использования на перевозочном средстве, где находится не более 45 г делящихся нуклидов.
5.1.6 Грузовые единицы, размещенные в грузовой транспортной единице
5.1.6.1 Вне зависимости от положений по нанесению увеличенных знаков опасности и маркировки на грузовые транспортные единицы, каждая упаковка, содержащая опасные грузы и загруженная в грузовую транспортную единицу, должна нести маркировку и быть снабжена знаками опасности в соответствии с требованиями главы 5.2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.