Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 января 2018 г. N 03-04-06/5322
Департамент налоговой и таможенной политики в дополнение к письму Департамента от 15.01.2018 N 03-04-06/1290 по вопросам предоставления инвестиционных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами, учитываемыми на индивидуальных инвестиционных счетах, лицами, не имеющими статуса налогового резидента Российской Федерации, сообщает следующее.
Пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса (13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 214.9 Кодекса финансовый результат по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, определяется путём суммирования финансовых результатов, определённых по соответствующим операциям в соответствии с Кодексом по окончании каждого налогового периода действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, и финансового результата, определённого на дату прекращения действия указанного договора, если иное не предусмотрено данной статьёй. При этом финансовый результат определяется за каждый налоговый период.
Пунктом 3 статьи 214.9 Кодекса предусмотрено, что исчисление, удержание и уплата в бюджет суммы налога в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, осуществляются налоговым агентом. Исчисление суммы налога в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, производится налоговым агентом в следующих случаях:
1) на дату выплаты налогоплательщику дохода (в том числе в натуральной форме) не на индивидуальный инвестиционный счёт налогоплательщика - исходя из суммы произведённой выплаты;
2) на дату прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случая прекращения указанного договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счёте, на другой индивидуальный инвестиционный счёт, открытый тому же физическому лицу, в том числе у того же налогового агента.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 4 статьи 219.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 данной статьи, предоставляется по окончании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета при условии истечения не менее трёх лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета. При этом налоговый вычет предоставляется налогоплательщику налоговым органом при представлении налогоплательщиком налоговой декларации либо при исчислении и удержании налога налоговым агентом при условии представления соответствующей справки налогового органа.
Поскольку исходя из пункта 3 статьи 210 Кодекса предоставление налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса, определённого исходя из положительного финансового результата за предшествующие и текущий налоговый период, в котором прекращается действие договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, обусловлено наличием у налогоплательщика статуса налогового резидента Российской Федерации, указанный налоговый статус устанавливается на каждую дату выплаты дохода не на индивидуальный инвестиционный счёт налогоплательщика, включая выплату дохода при прекращении договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.