Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 января 2018 г. N 03-04-05/4966
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу возникновения у финансового управляющего в процедуре банкротства физических лиц обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) финансовый управляющий - это арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую данным Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Статьёй 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объёме расходов, фактически понесённых им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
Пунктом 3 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьёй 20.6 данного Федерального закона.
Исходя из изложенного доходом финансового управляющего, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц, являются суммы вознаграждения, а также суммы возмещения расходов, фактически понесённых им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Денежные средства от продажи имущества должника, поступившие на счёт, открытый финансовым управляющим на своё имя как физического лица, в случае использования их в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ для перечисления кредиторам, доходом финансового управляющего не являются.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 227 Кодекса лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от такой деятельности в соответствии с указанной статьёй.
При этом пунктом 1 статьи 221 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведённых ими и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.