Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 287876-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством неперсонифицированные электронные средства платежа могут быть использованы физическими лицами при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей, в следующих целях: для осуществления перевода электронных денежных средств, для погашения денежных обязательств перед кредитной организацией, для получения наличных денежных средств в случае использования предоплаченной карты при условии, что сумма выдаваемых средств не превысит 5 тысяч рублей в день и 40 тысяч рублей в месяц.
При этом в случае если физическое лицо, использующее неперсонифицированное электронное средства платежа, пройдет процедуру упрощенной идентификации, такое физическое лицо вправе осуществлять перевод электронных денежных средств на свой банковский счет либо на банковский счет в пользу юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Законопроектом в целях борьбы с финансированием противоправной и преступной деятельности и повышения контроля за анонимными платежами предусматривается запретить выдачу наличных денежных средств с неперсонифицированных электронных средств платежа.
Для этого соответствующие изменения вносятся в часть 20 статьи 7 и часть 6 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Законопроектом также дополняются основания, при наличии которых оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денежных средств: в случае проведения упрощенной идентификации клиента-физического лица - если остаток электронных денежных средств превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств - превышает 200 тысяч рублей в течение календарного месяца.
Комитет, поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта, полагает необходимым отметить, что установление запрета выдачи наличных денежных средств с неперсонифицированных электронных средств платежа коснется как клиентов, которые не прошли идентификацию, так и клиентов, в отношении которых проводилась упрощенная идентификация.
Вместе с тем следует учитывать, что процедура упрощенной идентификации подразумевает установление сведений о физическом лице, а также подтверждение их достоверности, и исключает анонимность производимых в данном случае платежей.
Таки образом, Комитет полагает, что установление проектируемого запрета в отношении клиентов, прошедших упрощенную идентификацию, требует дополнительного обоснования.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.