Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 25 января 2018 г. N 64/4
на проект федерального закона N 270797-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(в целях обеспечения единства правового регулирования деятельности страховщиков по всем видам обязательного социального страхования)
внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, М.В. Гулевским, А.Н. Изотовым, А.В. Лященко, Ю.П. Олейниковым, Д.С. Скривановым, Е.Б. Шулеповым, З.Д. Геккиевым, В.И. Афонским, А.В. Канаевым, И.В. Белых, С.С. Журовой
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 270797-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым И.Б. Дивинским, М.В. Гулевским, А.Н. Изотовым, А.В. Лященко, Ю.П. Олейниковым, Д.С. Скривановым, Е.Б. Шулеповым, З.Д. Геккиевым, В.И. Афонским, А.В. Канаевым, И.В. Белых, С.С. Журовой, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Частью первой статьи 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе которых "негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", негосударственный пенсионный фонд представляет собой организацию, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Законопроектом предлагается изложить абзац 16 части 1 статьи 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в новой редакции "негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению", и тем самым вывести из-под действия названного Федерального закона деятельность негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию.
Комитет считает целесообразным реализацию положений законопроекта по следующим основаниям.
1. Выплаты, осуществляемые за счет средств пенсионных накоплений являются строго целевыми.
Согласно абзацу двадцать первому статьи 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", пенсионные накопления представляют собой совокупность находящихся в собственности негосударственного пенсионного фонда средств, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и формируемых в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьей 2 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" исчерпывающим образом определен перечень выплат, осуществляемых за счет средств пенсионных накоплений. В их числе - единовременная выплата, срочная пенсионная выплата, накопительная пенсия, а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.
Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", в том числе, определены:
- круг лиц, которым осуществляется единовременная выплата и срочная пенсионная выплата;
- размер срочной пенсионной выплаты;
- источники финансового обеспечения срочной пенсионной выплаты и выплаты накопительной пенсии в негосударственном пенсионном фонде;
- порядок выплаты правопреемникам средств пенсионных накоплений застрахованных лиц.
2. Сведения о каждом застрахованном лице, заключившим с негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ) договор об обязательном пенсионном страховании, а также сведения об установлении застрахованному лицу накопительной пенсии, в целях учета и обеспечения пенсионных прав таких лиц, содержатся в едином реестре застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии в НПФ (далее - Реестр) (статья 36.22 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах").
Обязанность по ведению Реестра возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации, а учет в нем указанных сведений осуществляется в соответствии с требованиями к ведению индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, установленными Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Сведения, содержащиеся как в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, так и в едином реестре застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, систематически уточняются и дополняются.
3. Назначение и выплата застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо выплаты правопреемникам застрахованного лица осуществляется НПФ только при наступлении пенсионных оснований, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Таким образом, можно согласиться с тем, что в деятельности НПФ по обязательному пенсионному страхованию отсутствует риск легализации преступных доходов и финансирования терроризма
Учитывая вышеизложенное, Комитет полагает возможным сообщить о поддержке проекта федерального закона N 270797-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и рекомендовать его Государственной Думе к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.