Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 196380-7 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части отнесения к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления государственного надзора за техническим состоянием аттракционной техники)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 196380-7 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесённый Самарской Губернской Думой (далее - законопроект) и отмечает:
Законопроектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации регионального государственного надзора в области технического состояния аттракционной техники.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, необходимость его принятия связана с тем, что действующим федеральным законодательством полномочия по осуществлению государственного надзора в области технического состояния аттракционов ни за одним из органов государственной власти не закреплены.
При этом в ряде субъектов Российской Федерации разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления регионального надзора и контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники.
Законность регионального нормотворчества в данной сфере подтверждена, в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2010 N 5-Г10-51 в условиях, когда на федеральном уровне не были установлены обязательные требования к техническому состоянию и безопасной эксплуатации аттракционов (в соответствии с законодательством о техническом регулировании и законодательством о стандартизации обязательные для применения и исполнения требования к продукции и процессам в "гражданских" отраслях промышленности устанавливаются техническими регламентами, для национальных стандартов Российской Федерации законодательством установлена добровольность применения).
С 18 апреля 2018 года вступает в силу "Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (далее - ТР ЕАЭС 038/2016).
Указанным техническим регламентом устанавливаются минимально необходимые требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессам проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.
Под аттракционом понимается оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия.
Действие ТР ЕАЭС 038/2016 направлено на защиту жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение, при этом в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в частности защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды.
В соответствии с главой 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в Российской Федерации осуществляется государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
Указанный контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 136 ТР ЕАЭС 038/2016 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ЕАЭС 038/2016 в отношении аттракционов будет проводиться в порядке, установленном законодательством государств-членов ЕАЭС.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть уполномочены на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ЕАЭС 038/2016.
В тоже время законопроектом предлагается наделить субъекты Российской Федерации функцией государственного надзора "в области технического состояния аттракционной техники".
Указанная формулировка не соответствует пункту 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств-членов) и положениями главы 6 Федерального закона N 184-ФЗ и на практике может трактоваться как предоставление права субъектам Российской Федерации проверять непосредственно техническое состояние аттракционов.
При этом оценка технического состояния аттракционов является одной из форм оценки соответствия требованиям ТР ЕАЭС 038/2016, а государственный контроль (надзор), в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе, не является формой оценки соответствия (пункт 5 Приложения 9 к Договору).
Также, в соответствии с главой 4 Федерального закона N 184-ФЗ, удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров осуществляется в рамках процедуры подтверждения соответствия.
В соответствии с пунктом 8 ТР ЕАЭС 038/2016 в рамках контрольной проверки контрольный (надзорный) орган государства-члена ЕАЭС будет проверять документы об оценке соответствия и эксплуатационные документы (в соответствии с пунктом 8 ТР ЕАЭС 038/2016 это конструкторские документы_) на аттракцион, включая пробный пуск. (пунктами 109, 127 ТР ЕАЭС 038/2016 предусмотрен набор документов, представляемый в орган государственного контроля (надзора), в их состав входят, в том числе протоколы испытаний в испытательной лаборатории (центре), сертификаты соответствия на аттракцион).
Комитет отмечает, что ТР ЕАЭС 038/2016 устанавливается широкий перечень требований в части обеспечения безопасного монтажа (сборки, установки), наладки аттракционов, ввода аттракционов в эксплуатацию и безопасности при их эксплуатации связанный с вопросами выбора земельных участков для размещения аттракционов, качества грунтов, расположения подземных коммуникаций или воздушных линий, необходимости строительства фундаментов, подключения к коммуникациям, что безусловно имеет свои особенности в каждом субъекте Российской Федерации и может контролироваться на уровне субъектов Российской Федерации.
При этом в настоящее время субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют объем предъявляемых на региональном уровне требований к аттракционной технике и, исходя из этого, объем проверок и численность региональных органов по контролю и надзору.
Также не во всех субъектах Российской Федерации принято законодательство, устанавливающее региональный государственный надзор в области технического состояния аттракционов.
Принятие законопроекта законодательно закрепит за ними полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния аттракционов (за соблюдением требований технических регламентов). Как следствие, реализация законопроекта приведет к необходимости создания в субъектах Российской Федерации уполномоченных органов, осуществляющих региональный надзор за техническим состоянием аттракционной техники, или к расширению функций уже имеющихся органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с учетом необходимости проведения всего комплекса контрольных мероприятий в отношении конкретного перечня требований, предусмотренного ТР ЕАЭС 038/2016, что создаст правовые основания для возникновения новых расходных обязательств субъектов Российской Федерации, а также их увеличения даже у тех субъектов Российской Федерации, у которых региональным законодательством предусмотрен региональный государственный надзор в области технического состояния аттракционов.
В тоже время финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит расчетов необходимых дополнительных расходов средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Комитет обращает внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, после вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016 контроль и надзор за соблюдением его требований будет осуществляться Росстандартом до принятия Правительством Российской Федерации иных решений.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, однако обращает внимание, что в случае принятия законопроекта в первом чтении он требует доработки ко второму чтению с учетом необходимости приведения его в соответствие с законодательством о техническом регулировании в части наименования государственного контроля (надзора), разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ЕАЭС 038/2016, в том числе исходя из финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, а также установления единого для всех субъектов Российской Федерации порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ЕАЭС 038/2016.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона 196380-7 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.