Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 25 января 2018 г. N 64/2
на проект федерального закона N 327154-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения эффективности осуществляемых Банком России мер по предупреждению банкротства банков) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 327154-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Федеральным законом от 01.05.2017 N 84-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были введены дополнительные механизмы финансового оздоровления кредитных организаций (санации), предусматривающие использование средств Банка России, составляющих Фонд консолидации банковского сектора. Ключевым документом, на основании которого осуществляется санация, является План участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, утверждаемый Советом директоров Банка России. Цель осуществления указанных мер - восстановление финансовой устойчивости банка.
В настоящее время часть банков, проходящих процедуру санации, до применения к ним мер по предупреждению банкротства имели право обслуживать стратегические предприятия и организации, специальные счета, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, выдавать банковские гарантии в целях обеспечения уплаты таможенных платежей и поручительства в целях обеспечения исполнения обязательств застройщиков по передаче жилых помещений участникам долевого строительства по договору участия в долевом строительстве. При этом следует иметь в виду, что возможность обслуживать стратегические предприятия и организации, в соответствии с действующим законодательством предоставляется банкам, соответствующим повышенным требованиям.
В то же время, в период реализации Банком России мер по предупреждению банкротства, такие банки могут не соответствовать предъявляемым к ним повышенным требованиям. При этом невозможность осуществления значительной части ранее оказываемых услуг может привести к ухудшению финансового состояния таких банков и существенно снизить эффективность мер по их финансовому оздоровлению, что не соответствует конечным целям механизма санации.
В целях недопущения возникновения вышеназванных негативных последствий, законопроектом предлагается сохранить за банками право предоставлять соответствующие услуги при реализации Банком России в отношении таких банков мер по предупреждению банкротства.
При этом для минимизации рисков, связанных с возможностью неисполнения санируемым банком своих обязательств, законопроектом одновременно с утверждением плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, предусматривается принятие решения Банком России о гарантировании непрерывности деятельности банка в течение срока реализации указанного плана.
Вместе с тем Комитет обращает внимание, что ни в действующем законодательстве, ни в законопроекте не раскрывается понятие "гарантирование непрерывности деятельности банка". В связи с чем не представляется возможным однозначно определить, какие правовые последствия влечет за собой принятие Банком России решения о "гарантировании непрерывности деятельности банка". Также Комитет считает, что дополнительного обсуждения и пояснения требуют предполагаемые меры/мероприятия, которые Банк России планирует осуществлять для достижения указанного "гарантирования непрерывности деятельности банка".
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта и отмечает, что его реализация повысит эффективность действующего механизма финансового оздоровления кредитных организаций, будет способствовать сохранению ликвидности санируемых кредитных организаций и их дальнейшему развитию, а также стабильности финансовой системы в целом.
В дополнение отмечаем, что на рассмотрении Государственной Думы находятся законопроекты-спутники, вносящие соответствующие коррелирующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: N 327296-7 "О внесении изменений в статью 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации" (о банковских гарантиях, выдаваемых банками, в отношении которых утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства) и N 327284-7 "О внесении изменений в статью 15.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнений отдельных положений статьи).
Представляется, что рассмотрение данного законопроекта целесообразно соотнести с рассмотрением вышеназванных законопроектов-спутников.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.