Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 327296-7 "О внесении изменений в статью 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации" (о банковских гарантиях, выдаваемых банками, в отношении которых утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства)",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его целью является предоставление возможности выдачи банками, в отношении которых утвержден план участия Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) в осуществлении мер по предупреждению банкротства (далее - санируемые банки), банковских гарантий для целей обеспечения обязанности по уплате налогов. Обосновывается данная законодательная инициатива тем, что ограничение санируемых банков в возможности выдавать банковские гарантии, в том числе для целей обеспечения обязанности по уплате налогов может привести к снижению ликвидности и ухудшению финансового состояния этих банков, осложнить реализацию мероприятий по предупреждению их банкротства, что не соответствует целям введения нового механизма санации, предусмотренного Федеральным законом от 01.05.2017 N 84-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.05.2017 N 84-ФЗ).
Действие предлагаемых законопроектом изменений предполагается распространить на банки, план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства которых утвержден до дня вступления в силу федерального закона.
Комитетом концепция законопроекта поддерживается и одновременно отмечается следующее.
В соответствии с действующей редакцией пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - Перечень). Для включения в Перечень в отношении банка, в частности, должно отсутствовать требование Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Однако, данное требование не применяется к банкам, в отношении которых реализуются меры по предупреждению банкротства, осуществляемые с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (подпункт 4 пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса).
Учитывая, что Федеральным законом от 01.05.2017 N 84-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ внесены изменения, предусматривающие, что меры по предупреждению банкротства могут осуществляться не только с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", но и в случае если Советом директоров Банка России утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, предоставление возможности включения санируемых банков в Перечень также и в указанном случае является обоснованным. В то же время, предложенный законопроектом механизм реализации указанной меры требует дополнительного обсуждения. В частности, по мнению Комитета, для достижения поставленной законопроектом цели представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в подпункт 4 пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса (которым уже предусмотрен случай неприменения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка - в случае реализации в отношении банка мер по предупреждению банкротства, осуществляемых с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"), а не дополнение указанной статьи Налогового кодекса новым пунктом 3.1 и внесение изменений в пункт 4.
При этом, поскольку порядок определения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, регулируется нормой пункта 8.1 статьи 74.1 Налогового кодекса, вопрос определения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных санируемым банком, целесообразно также отразить в пункте 8.1 статьи 74.1 Налогового кодекса.
Одновременно обращается внимание на следующее.
Поскольку к правоотношениям, связанным с использованием банковских гарантий, применяются нормы не налогового, а гражданского законодательства, предлагаемая законопроектом норма о том, что банковской гарантией, выданной до даты утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, может обеспечиваться обязанность налогоплательщика по уплате налога в течение срока реализации этого плана (проектируемый пункт 3.1 статьи 74.1 Налогового кодекса), вступает в противоречие с гражданским законодательством.
Так, пунктом 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения банковской гарантии, которым отсутствует такое основание, как несоответствие гаранта установленным законодательством требованиям. Соответственно, на указанном основании в настоящее время не предусмотрено ограничение срока действия банковской гарантии, аналогичное предлагаемому законопроектом, в отношении банковских гарантий, выдаваемых банками, в отношении которых реализуются меры по предупреждению банкротства, осуществляемые с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
Кроме того, как правомерно отмечает Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на законопроект, согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 74.1 Налогового кодекса по общему правилу срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией. Вместе с тем, устанавливаемый законопроектом срок действия банковской гарантии, выдаваемой или ранее выданной санируемым банком, ограничен сроком реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, который может быть и менее указанного срока, что не согласуется с требованиями подпункта 3 пункта 5 статьи 74.1 Налогового кодекса.
Следует также учитывать, что в части второй Налогового кодекса установлены специальные сроки действия банковской гарантии:
срок действия банковской гарантии, представляемой для целей применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (статья 176.1 Налогового кодекса), должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению,
срок действия банковской гарантии, предоставляемой для целей освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизных товаров (за исключением алкогольной продукции) (статья 184 Налогового кодекса), должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза, обеспеченной банковской гарантией, а при реализации на экспорт произведенной алкогольной продукции - не менее 12 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка (ввоз на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) этилового спирта или совершались операции, признаваемые объектом налогообложения.
Таким образом, устанавливаемый законопроектом срок действия банковской гарантии, выдаваемой или ранее выданной санируемым банком, не согласуется также и с требованиями статей 176.1 и 184 Налогового кодекса.
Банк России законопроект концептуально поддерживает.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку также поддерживает принятие законопроекта.
К законопроекту поступило 58 положительных отзывов (21 от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 37 от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и отрицательный отзыв высшего исполнительного органа государственной власти одного субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 327296-7 "О внесении изменений в статью 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.