Постановление Верховного Суда РФ от 19 января 2018 г. N 58-АД17-19
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу и дополнительную жалобу директора Федерального государственного унитарного предприятия "Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина" Барсука Владимира Евгеньевича на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2016 г., решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 января 2017 г. и постановление и.о. председателя Хабаровского краевого суда от 18 мая 2017 г., вынесенные в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина" (далее - ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина", предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 30 января 2017 г. и постановлением и.о. председателя Хабаровского краевого суда от 18 мая 2017 г., ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе и дополнительной жалобе, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, директор ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" Барсук В.Е. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении предприятия по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалоб позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" в период с 23.01 UTC 14 августа 2016 г. по 04.35 UTC 15 августа 2016 г. (время Хабаровское = UTC +10 часов) допустило по договору возмездного оказания услуг осуществление перевозки груза и пассажиров на воздушном судне АН-12, бортовой номер ..., по маршруту Хабаровск (Новый) - Анадырь при отсутствии лицензии в нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ), статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 7, 23 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (пункт 1 статьи 23 Воздушного кодекса Российской Федерации).
ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" является предприятием экспериментальной авиации и имеет лицензию от 21 марта 2013 г. N 12197-АТ "на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники", выданную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, указанный орган является уполномоченным органом в области оборонной промышленности, осуществляющим государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации.
Как указывалось в ходе производства по делу законным представителем и защитником ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" в рамках указанной лицензии выполняются полеты по специальным программам на экспериментальных воздушных судах.
Согласно материалам дела на основании заключенного с ООО "Экспресс-Авиа" договора N ЛИБ 01/16.09.15 на перевозку грузов и служебных пассажиров ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" в период с 23.01 UTC 14 августа 2016 г. по 04.35 UTC 15 августа 2016 г. (время Хабаровское = UTC +10 часов) при вышеуказанных обстоятельствах осуществляло перевозку груза и пассажиров.
На всех стадиях производства по делу законный представитель и защитник ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" утверждали, что перевозка грузов за плату на договорной основе осуществлялась предприятием по специальной программе, согласованной с Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией), в рамках испытательного полета, проведение которых согласуется с лицензией, имеющейся у предприятия, получение лицензии на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов не требовалось.
Однако в нарушение статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные доводы остались без должного внимания.
В силу пункта 2 статьи 23 Воздушного кодекса Российской Федерации использование экспериментальной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862).
В соответствии с пунктом 2 данного постановления организациям, на балансе которых находятся экспериментальные воздушные суда, разрешено использовать их для перевозки грузов за плату на договорной основе по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России.
17 февраля 2011 г. директором ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" утверждена программа N 12-02-2011 летных испытаний комплекса аппаратуры ММТС-АЛК09.010 летного контроля состояния конструкции планера самолета АН-12 в режиме реального времени при выполнении типовых полетов (л.д. 51-60, далее также программа).
Согласно пункту 11.3 данной программы в целях обеспечения проведения испытаний исследовательской аппаратуры, а также поддержания квалификации экипажа разрешена перевозка грузов на воздушных судах на коммерческой основе, аппаратуры и служебных пассажиров.
20 июня 2011 г. в соответствии со статьей 23 Воздушного кодекса Российской Федерации и на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 данная программа согласована Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) в части выполнения полетов по перевозке грузов на воздушном судне института в рамках действующего законодательства (N 4.01-292, л.д. 50).
Подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 Министерству обороны Российской Федерации и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации предписано по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и организациями утвердить порядок допуска государственных и экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях и использования в этих целях аэродромов государственной авиации.
Такой порядок не утвержден.
При этом согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 до введения в действие ведомственных нормативных правовых актов, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 5 данного постановления, действуют положения и инструкции, регламентирующие использование государственной авиации для выполнения платных перевозок.
Приказом Российского авиационно-космического агентства от 28 июня 2000 г. N 104 утверждены Федеральные авиационные правила по производству полетов экспериментальной авиации (далее - Федеральные авиационные правила по производству полетов экспериментальной авиации), в силу пункта 5.24.2 которых коммерческие перевозки грузов на экспериментальных воздушных судах осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами, подготовленными на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862.
На период издания данного приказа Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) в соответствии с пунктом 1 Положения о Российском авиационно-космическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 1999 г. N 1186 (признано утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 г. N 314), являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, координацию и государственное регулирование деятельности предприятий и организаций, в том числе в области экспериментальной авиации.
В соответствии с Перечнем работ и услуг, составляющих деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники (приложение к Положению о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 240), и лицензией от 21 марта 2013 г. N 12197-АТ "на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники" одним из видов работ и услуг, составляющих указанную деятельность, являются летные испытания авиационной техники.
Согласно пункту 3.1.1 Федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации полеты, связанные с испытаниями авиационной техники, подразделяются на испытательные, исследовательские, сертификационные испытательные, вспомогательные, облеты и демонстрационные. Испытательным (исследовательским) полетом признается полет, выполняемый для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, вооружения, парашютно-десантной и другой авиационной техники, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" вправе в рамках лицензии от 21 марта 2013 г. N 12197-АТ "на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники" осуществлять перевозку грузов и служебных пассажиров воздушными судами экспериментальной авиации за плату на договорной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 по специальной программе, согласованной с Росавиацией.
Согласно письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 6 июня 2017 г. N БО-36061/18 лицензия от 21 марта 2013 г. N 12197-АТ "на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники" позволяет осуществлять перевозку грузов и служебных пассажиров воздушными судами экспериментальной авиации за плату на договорной основе. Наличие лицензии, предусмотренной пунктом 23 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ, для выполнения перевозки грузов воздушными судами экспериментальной авиации за плату на договорной основе в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 не требуется.
Заместителем руководителя Росавиации в письме от 24 апреля 2017 г. N исх-8920/09 указано, что в настоящее время порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов с использованием воздушных судов государственной и экспериментальной авиации действующими нормативными правовыми актами не установлен. При отсутствии сертификата эксплуатанта, выдаваемого в соответствии Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 августа 2015 г. N 246, оформление таких лицензий не предусмотрено. Необходимость наличия лицензий на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов с использованием воздушных судов государственной и экспериментальной авиации при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 отсутствует.
При изложенных обстоятельствах вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2016 г., решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 января 2017 г. и постановление и.о. председателя Хабаровского краевого суда от 18 мая 2017 г., вынесенные в отношении ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу и дополнительную жалобу директора ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" Барсука В.Е. удовлетворить.
Постановление судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2016 г., решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 января 2017 г. и постановление и.о. председателя Хабаровского краевого суда от 18 мая 2017 г., вынесенные в отношении ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 19 января 2018 г. N 58-АД17-19
Текст постановления официально опубликован не был