Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2018 г. N 31-АПГ17-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Безопасный город" о признании не действующим в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Безопасный город" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 15 сентября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Безопасный город".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
В Схему под порядковым номером 1.15.6 включен остановочно-торговый павильон, расположенный в районе остановки общественного транспорта "Энергозапчасть" по ул. Калинина (нечетная сторона), под порядковым номером 3.2.39 - остановочно-торговый павильон, расположенный в районе остановки общественного транспорта "ул. Эльменя" по ул. Гражданская (четная сторона); под порядковым номером 3.13.16 - остановочно-торговый павильон, расположенный в районе остановки общественного транспорта "Республиканская больница" со стороны больницы.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732, опубликованным на официальном сайте города Чебоксары в сети Интернет 2 мая 2017 года, внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в соответствии с пунктом 1.1 которого из Схемы исключен ряд нестационарных торговых объектов, в том числе под вышеуказанными порядковыми номерами.
Общество с ограниченной ответственностью "Безопасный город" обратилось в суд с административным иском о признании решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 не действующим в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строк 1.15.6, 3.2.39, 3.13.16, ссылаясь на то, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы как собственника объектов нестационарной торговли, установленных на предоставленных в аренду земельных участках по договорам аренды от 26 августа 2013 года, от 9 сентября 2013 года и от 3 февраля 2014 года, заключенным между административным истцом и администрацией города Чебоксары, противоречит части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Кроме того, проект оспариваемого решения не прошел процедуру оценки регулирующего воздействия, проводимую органами местного самоуправления Чебоксарского городского округа в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 15 сентября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Безопасный город" отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Безопасный город" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением судом норм материального права.
Прокуратурой Чувашской Республики и администрацией города Чебоксары, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представлены возражения на апелляционную жалобу административного истца.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании частей 8, 9 статьи 96, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда законным и не подлежащим отмене.
Исходя из положений статей 76, 130 Конституции Российской Федерации, подпункта 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6, 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 2 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках", пункта 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 N 184, Устава муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики, суд первой инстанции установил отсутствие оснований для признания недействующим оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта, которым исключены строки 1.15.6, 3.2.39, 3.13.16 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято Чебоксарским городским Собранием депутатов в пределах его компетенции и в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным и региональным законодательством, Уставом муниципального образования, с соблюдением порядка принятия и опубликования нормативного правового акта.
В соответствии с подпунктом 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1-3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как предусмотрено Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 N 184, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается, в числе прочего, в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями (пункт 2).
Судом первой инстанции установлено, что принадлежащие административному истцу нестационарные торговые объекты - остановочно-торговые павильоны размещены на территории города Чебоксары на остановках общественного транспорта в установленных географических координатах с нарушением требований стандарта, что послужило одним из оснований для вынесения решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Суд пришел к выводу о том, что размещение принадлежащих административному истцу нестационарных торговых объектов - остановочно-торговых павильонов не соответствует требованиям стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденные распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года N ИС-460-р, введенных в действие 1 июня 2003 года, согласно которому ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки (п. 3.3.2, 3.10.6), торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (п. 3.16.1).
Согласно п. 3.4 площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв.м.
Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки (п. 3.10.6).
Согласно п. 3.10.7 не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.
В связи с нарушением вышеназванных требований стандарта при размещении вышеуказанных нестационарных торговых объектов в виде остановочно-торговых павильонов в районе остановки общественного транспорта "Республиканская больница" (со стороны больницы), в районе остановки общественного транспорта "Энергозапчасть" (нечетная сторона), в районе остановки общественного транспорта "ул. Эльменя" по ул. Гражданская (четная сторона), в адрес администрации города Чебоксары отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД РФ по г. Чебоксары были вынесены предписания от 24 марта 2014 года N 41 и от 21 января 2015 года N 5.
При таких обстоятельствах первоначальное включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строк 1.15.6, 3.2.39, 3.13.16, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов в виде остановочно-торговых павильонов по адресным ориентирам этих объектов, противоречило требованиям вышеуказанного ОСТ 218.1.002-2003.
Необходимость соблюдения требований вышеуказанного стандарта отрасли вытекает из положений Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*".
В связи с этим суд первой инстанции правомерно не согласился с заявленными административным истцом требованиями.
Также правомерно не принята во внимание судом первой инстанции ссылка административного истца на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку указанная норма не распространяет свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца является правильным.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 15 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Безопасный город" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2018 г. N 31-АПГ17-18
Текст определения официально опубликован не был