Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2018 г. N 127-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЛАКОМ" о признании не действующим решения 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 28 апреля 2016 г. N 733 "Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым" в части по апелляционным жалобам Симферопольского городского совета Республики Крым, муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ПЛАКОМ" по доверенности Вольвача А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 28 апреля 2016 г. N 733 утверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее - Решение N 733, Правила землепользования и застройки), в том числе приложение N 1 "Карта градостроительного зонирования" (далее - приложение N 1).
Общество с ограниченной ответственностью "ПЛАКОМ" (далее - общество, ООО "ПЛАКОМ") обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просило признать не действующим Решение N 733 в части установления в приложении N 1 территориальной зоны "ИТ-2" (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:22:010217:679, имеющего почтовый адрес: г. Симферополь, ул. Тренёва, 1.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на нарушение процедуры подготовки и утверждения оспариваемого нормативного правового акта, установленной статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Административный истец также указал, что отнесение арендованного участка к территориальной зоне "ИТ-2" осуществлено без учета фактического использования земельного участка, что противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 2 статьи 36 ГрК РФ и нарушает его права и законные интересы.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2017 г., административное исковое заявление удовлетворено частично. Решение N 733 признано не недействующим в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:22:010217:679 к территориальной зоне "ИТ-2" (зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного автотранспорта) с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части административного иска отказано.
В апелляционных жалобах Симферопольский городской совет Республики Крым, муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрация города Симферополя Республики Крым, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права, просят отменить судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податели жалоб полагают, что выводы суда о нарушении процедуры подготовки и утверждения Правил землепользования и застройки не основаны на нормах материального права, не соответствуют обстоятельствам дела, как и вывод о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Решение N 733 принято в соответствии с нормами действующего градостроительного законодательства.
В апелляционной жалобе муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым указало, что в настоящее время в Генеральном плане города Симферополя, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 г. N 888 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (далее - Генеральный план городского округа Симферополь), спорный земельный участок отражен в границах населенных пунктов в зоне озелененных территорий общего пользования, что согласуется с положениями оспариваемого нормативного правового акта.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" муниципальное образование "город Симферополь" наделено статусом городского округа - "городской округ Симферополь".
В соответствии с Уставом муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, принятым решением Симферопольского городского совета от 13 ноября 2014 г. N 61 (далее - Устав г.о. Симферополь) Симферопольский городской совет является представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь, к полномочиям которого относится утверждение Правил землепользования и застройки (статьи 27, 37, 55 Устава).
С учетом названных положений и как правильно установлено судом первой инстанции, Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, подписано Главой муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председателем Симферопольского городского совета, опубликовано в официальном издании Симферопольского городского совета журнале "Библиополис" 6 мая 2016 г. и размещено на официальной сайте Симферопольского городского совета.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции сослался на нарушение процедуры подготовки проекта и утверждения Правил землепользования и застройки, установленной статьями 31, 32 ГрК РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Подготовка и принятие правил землепользования и застройки предусматривают последовательное соблюдение этапов и процедур, предусмотренных статьей 31 ГрК РФ, направленных на обеспечение соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, которые реализуются в том числе путем проведения публичных слушаний.
Как указано в пункте 12 статьи 31 ГрК РФ, публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ.
Пунктом 4 статьи 21 Устава городского округа Симферополь предписано, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решениями Симферопольского городского совета и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В соответствии с размещенными на официальном сайте Симферопольского городского совета проектными материалами, подлежавшими обсуждению на публичных слушаниях, спорный земельный участок был включен в зону "О-1" (зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры). В процессе обсуждения проекта Временных правил землепользования и застройки были высказаны предложения о внесении изменений в представленную редакцию временных Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков, расположенных в непосредственной близости к магистральным дорогам, к зоне транспортной инфраструктуры и проведении анализа по остальным стратегическим объектам социальной инфраструктуры, а также об отмене ранее принятых решений относительно данных земельных участков.
Спорный земельный участок был исключен из зоны "О-1" и Решением N 733 отнесен к зоне "ИТ-2" (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта). Однако заключение о результатах публичных слушаний не опубликовано, что противоречит части 7 статьи 28 ГрК РФ, и не содержит мотивированного обоснования принятого решения, тем самым допущено нарушение пункта 4 статьи 21 Устава городского округа Симферополь. Кроме того, продолжительность публичных слушаний составила менее двух месяцев (часть 13 статьи 31 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований к которым относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данные нормы корреспондируют общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Также из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
В нарушение названных норм федерального законодательства, установление Правилами землепользования и застройки в отношении спорного участка территориальной зоны "ИТ-2" (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) не соответствует функциональной зоне "озелененных территорий общего пользования", установленной для спорного земельного участка действующим Генеральным планом городского округа Симферополь.
С учетом изложенного, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 6 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Симферопольского городского совета Республики Крым, муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2018 г. N 127-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был