Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 153075-7 "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления ежегодного нерабочего дня в понедельник после воскресного дня религиозного праздника Воскресения Христова"
внесен депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 153075-7 "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления ежегодного нерабочего дня в понедельник после воскресного дня религиозного праздника Воскресения Христова" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в часть первую статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), установив новый нерабочий праздничный день - "Светлый пасхальный понедельник" с указанием конкретных календарных дат (нерабочих понедельников) в период с 2018 года по 2050 год. Законопроектом предусматривается, что после 2050 года дата нерабочего праздничного дня "Светлый пасхальный понедельник" устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как отмечается в пояснительной записке, "установление нового праздничного дня Светлого пасхального понедельника будет являться не только данью уважения глубоким историческим традициям православного сообщества нашей страны, но и еще одним подтверждением государством и обществом признания особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры_Религиозный православный праздник Пасхи и длительная подготовка к нему сопряжена для многих православных граждан нашей страны с психологическим эмоциональным напряжением духовных сил. Празднование дня Воскресения Христова - сильный эмоциональный положительный всплеск для православных верующих".
Нерабочие праздничные дни, предусмотренные частью первой статьи 112 ТК РФ, установлены с учетом интересов граждан Российской Федерации, мнения профсоюзов, объединений работодателей, общественных и религиозных организаций, органов власти различных уровней в соответствии со сложившейся общенациональной, исторической и культурной традицией их использования в качестве дней общего отдыха.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ).
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности.
В части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации закреплены гарантии государства по обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Запрещена пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).
Как отмечается в преамбуле Федерального закона N 125-ФЗ, христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Принимая во внимание историко-культурное наследие нашей страны, законодательная инициатива по установлению нерабочего праздничного дня "Светлый пасхальный понедельник" нуждается в широком обсуждении с представителями экспертного сообщества и религиозных объединений.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 125-ФЗ по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Норма законопроекта, в соответствии с которой конкретная дата нерабочего праздничного дня "Светлый пасхальный понедельник" после 2050 года устанавливается Правительством Российской Федерации, не согласуется с нормами статьи 112 ТК РФ, поскольку перечень праздничных нерабочих дней на территории Российской Федерации устанавливается частью первой указанной статьи.
В соответствии со статьей 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Введение нового нерабочего праздничного дня повлечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на работодателей. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов всех уровней, при этом в материалах к законопроекту отсутствуют предложения по источникам покрытия выпадающих доходов.
Установление дополнительных нерабочих праздничных дней снижает годовую норму рабочего времени и уменьшает среднемесячное количество календарных дней, применяемых, например, для расчета оплаты отпусков. Это негативно влияет на величину средней заработной платы, страховых взносов и объем пенсионных прав работников.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 8 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы; мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении по законопроекту N 153075-7 отмечает, в частности, что "между наименованием проекта федерального закона и вносимыми изменениями имеются внутренние противоречия. Так, в наименовании проекта федерального закона говорится об установлении нерабочего дня, тогда как статья 112 Кодекса устанавливает нерабочие праздничные дни".
Правительство Российской Федерации сообщает в своем заключении, что не поддерживает законопроект N 153075-7.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию представленного законопроекта, отмечая, что "_внесение предлагаемых законопроектом изменений может повлечь возникновение напряженности в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений граждан".
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не поддерживают рассматриваемый законопроект.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 153075-7 "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления ежегодного нерабочего дня в понедельник после воскресного дня религиозного праздника Воскресения Христова" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.