Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России в целях повышения эффективности работы при организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях кадетского типа, а также во исполнение пункта 2.2 протокола по итогам совещания по подготовке выездного заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по кадетскому образованию в г. Воткинске Удмуртской Республики и пункта 5 Перечня методических рекомендаций для образовательных организаций кадетского типа (утвержден Протоколом заседания Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию от 24 апреля 2017 г. N ВК-30/08пр) направляет методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса (воспитательная и военно-патриотическая работа) в кадетских учреждениях (кадетские корпуса, школы, классы) с учетом их специфики.
Приложение: на 8 л.
Директор департамента |
А.Е. Петров |
Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса (внеучебная, воспитательная и военно-патриотическая работа) в кадетских учреждениях (кадетские корпуса, школы, классы) с учетом их специфики
(Пункт 2.2 протокола по итогам совещания по подготовке выездного заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам кадетского образования в г. Воткинске Удмуртской Республики)
(Пункт 5 Перечня методических рекомендаций для образовательных организаций кадетского типа (утверждены Протоколом заседания Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию от 24 апреля 2017 г. N ВК-30/08пр)
1. Общие положения
Методические рекомендации разработаны для руководителей образовательных организаций кадетского типа с целью повышения эффективности работы при организации учебно-воспитательного процесса для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
2. Нормативная правовая основа
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании);
Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 г. N 1416 (ред. от 25.07.2014) "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 (ред. от 13.10.2017) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы";
приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578);
приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189);
приказ Министра обороны Российской Федерации N 96, Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 от 24 февраля 2010 г. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах".
3. Основные положения организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях кадетского типа
Образовательная деятельность в образовательных организациях кадетского типа осуществляется на русском языке. Форма обучения очная.
Образовательные организации кадетского типа осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.
Общеобразовательные программы разрабатываются образовательной организацией кадетского типа в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования с учетом примерных основных образовательных программ.
Образовательной программой образовательных организаций кадетского типа может предусматриваться освоение учебных предметов (в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений):
"Основы военной подготовки";
"Основы военно-морской подготовки";
"Основы государственной гражданской службы";
"Основы государственной службы российского казачества";
"Основы государственной службы органов МВД России";
"Основы государственной службы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации";
"Основы государственной службы органов МЧС России";
"Основы государственной службы органов ФСБ России".
Освоение обучающимися образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются образовательной организацией кадетского типа самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обучающиеся, прошедшие промежуточную аттестацию, по представлению педагогического совета образовательной организации кадетского типа приказом руководителя образовательной организации кадетского типа переводятся на следующий курс обучения.
Освоение обучающимися образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.
Итоговая аттестация проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией кадетского типа.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией*.
Государственная итоговая аттестация проводится в порядке и в форме, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, образовательной организацией выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
На период обучения обучающиеся образовательных организаций кадетского типа могут распределяться по ротам (курсам), состоящим из взводов (классов). Взвод (класс) делится на отделения. Количество взводов (классов) в образовательной организации кадетского типа определяется с учетом санитарно-эпидемиологических требований**.
При проведении занятий по иностранному языку, информатике и вычислительной технике, технологии, во время практических занятий по физике и химии взводы (классы) могут делиться на группы (подгруппы).
При наличии необходимых условий и средств возможно деление обучающихся на большее количество групп (подгрупп), а также деление обучающихся на группы (подгруппы) по другим предметам.
По окончании учебного года с обучающимися (кроме девятого и одиннадцатого классов) могут проводиться учебные сборы (практические полевые занятия, морская практика и др.).
Задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:
формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам;
изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;
приобретение навыков в области гражданской обороны;
изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;
практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;
проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера***.
4. Основные положения организации воспитательной работы в образовательных организациях кадетского типа
Воспитание обучающихся является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности образовательных организаций кадетского типа.
Воспитательная работа в образовательной организации кадетского типа реализуется в процессе учебной и внеучебной деятельности обучающихся, а также их повседневной жизни. В образовательной организации кадетского типа соблюдаются правила воинской вежливости (нормы поведения) и правила, обеспечивающие поддержание дисциплины и проведение мероприятий, предусмотренных распорядком дня образовательной организации кадетского типа.
Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, пограничной и спасательной служб, органов правопорядка, Вооруженных Сил Российской Федерации.
Организация воспитательной работы в образовательной организации кадетского типа осуществляется на основании:
- комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся;
- чёткого определения патриотической и нравственной направленности всего процесса воспитания, основывающегося на потенциале традиций отечественной педагогики и народных систем воспитания;
- учёта особенностей подростка (физических, психологических, социальных);
- предоставления возможности личностного роста при условии ценностного отношения к собственному здоровью;
- реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении личностной свободы при условии исполнения обязательных для всех требований;
- формирования ценностного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему, а также к истории своего народа, страны и человечества;
- ориентации на социальную ценность прав и обязанностей, свободы и послушания;
- сочетания принципов национального патриотизма и толерантности, учёта многонациональных и многоукладных особенностей функционирования нашего государства;
- повышения степени социализации личности каждого ребенка как главного средства принятия базовых национальных и общечеловеческих ценностей и формирования у подростков гражданской позиции, правовой культуры;
- развития лидерских качеств как способности к самоорганизации и организации других;
- формирования основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.
Эффективность воспитательной работы достигается созданием необходимых условий для успешной учебы, проживания, быта и досуга обучающихся, всесторонним информационно-технологическим обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к обучающимся с уважением их чести и достоинства.
Основной формой воспитания обучающихся является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с каждым обучающимся.
Распорядок дня в образовательной организации кадетского типа составляется для обеспечения научно обоснованного сочетания обучения, труда, отдыха, лечебно-оздоровительных мероприятий, физкультурно-спортивных занятий, занятий творческой и иной направленности, как с учетом круглосуточного пребывания обучающихся (кадетские корпуса, казачьи кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты и др.), так и без (кадетские школы, казачьи школы, школы с кадетскими классами, школы с казачьими классами и др.).
Распорядком дня в образовательной организации кадетского типа предусматривается проведение учебных, спортивных и культурных мероприятий (для всех образовательных организаций кадетского типа), а также выделяется время для индивидуального отдыха обучающихся (для образовательных организаций кадетского типа с круглосуточным пребыванием).
Обучающиеся с согласия родителей (законных представителей) могут привлекаться к мероприятиям, не предусмотренным образовательной программой, включая участие в парадах и шествиях, приуроченных памятным датам истории России.
______________________________
* Часть 4 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
** "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
*** приказ Министра обороны Российской Федерации N 96, Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 от 24 февраля 2010 г. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в кадетских учреждениях с учетом их специфики.
Рекомендации разработаны для руководителей с целью повышения эффективности работы для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2017 г. N 08-2687 "О направлении информации"
Текст письма опубликован в журнале "Образование в документах", январь 2018 г., N 1, в журнале "Вестник образования России", февраль 2018 г., N 4