Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Федерального агентства
морского и речного транспорта
от 24 января 2018 г. N ВО-16-р
Инструкция
по составлению отчета о доходах и расходах организаций путевого хозяйства по форме Б-5
Общие положения
1. Форма Б-5 "Отчет о доходах и расходах организаций путевого хозяйства" (далее - форма) является специализированной формой отраслевой отчетности и составляется администрациями бассейнов внутренних водных путей и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Канал имени Москвы" (далее - организации).
Форма представляется главному распорядителю бюджетных средств - Федеральному агентству морского и речного транспорта.
2. Форма предусматривает формирование аналитической информации о фактическом расходовании средств субсидии на выполнение Государственного задания и иные цели, а также средств от приносящей доход деятельности на выполнение основных задач, предусмотренных уставами организаций, в целях мониторинга затрат по их текущей деятельности и оценки эффективности использования государственных средств, направляемых на содержание внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.
Данные формы могут также использоваться при обоснованиях цен на услуги инфраструктуры внутреннего водного транспорта, отнесенные к сфере естественной монополии и подлежащие регулированию в соответствии с действующим законодательством.
Отчетность по форме не предназначена для определения налоговой базы по налогу на прибыль, исчисляемой по данным налогового учета в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Основанием для заполнения формы являются данные бухгалтерского учета организации, а также сведения о закреплении и использовании на конкретных работах судов, технических средств, обстановочных бригад, изыскательских партий и другого производственного персонала, сведения о деятельности вспомогательных подразделений, физических объемах выполненных работ и другие данные, формируемые в соответствующих отделах и службах организации.
Распределение прямых расходов в целях калькуляции фактической себестоимости по основным видам работ и услуг производится на основании положений данной Инструкции, а также учетной политики и иных внутренних распорядительных документов организации.
4. Отчеты по форме составляются поквартально на 1 апреля, 1 июля и 1 октября и за год нарастающим итогом. Квартальные отчеты представляются подведомственными организациями в Росморречфлот не позднее 30 дней после окончания соответствующего квартала, а годовой отчет - до 30 марта года, следующего за отчетным. В отчете показатели о доходах и расходах указываются в рублях.
Квартальные отчеты по форме представляются в составе разделов 1 - 3 без заполнения строк "Распределение расходов" и "Всего расходов". По итогам деятельности за год разделы 1 - 3 формы формируются в полном объеме, а также представляются раздел 4 и пояснения к отчету.
Представляемый в Росморречфлот отчет организации по форме должен включать показатели деятельности всех находящихся в ее составе филиалов, в том числе составляющих балансы и являющихся получателями бюджетных средств. Руководитель организации устанавливает порядок и сроки представления отчетности филиалами, обеспечивающие своевременное составление формы по организации в целом.
Отчет представляется в отпечатанном виде, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации, а также передается в электронном формате.
Порядок формирования показателей по источникам финансирования
5. Данные о доходах и расходах в форме отражаются раздельно по источникам финансирования: в разделе 1 - по деятельности за счет средств субсидии на выполнение Государственного задания и иные цели, в разделе 2 - по приносящей доход деятельности. В разделе 3 приводятся данные о деятельности организации в целом, получаемые путем суммирования соответствующих показателей разделов 1 и 2.
6. Произведенные организацией текущие расходы отражаются в форме в размере сумм, отнесенных на счета учета финансовых результатов, независимо от погашения соответствующих обязательств (по методу начисления).
7. В разделе 1 отражаются расходы, фактически оплаченные за счет средств субсидии на выполнение Государственного задания и иные цели, либо обязательства по оплате которых отнесены в бухгалтерском учете на данную деятельность.
В разделе 2 отражаются расходы, фактически оплаченные из средств от приносящей доход деятельности, либо обязательства по оплате которых отнесены в бухгалтерском учете на приносящую доход деятельность. Также в разделе 2 отражаются расходы, произведенные за счет прибыли, остающейся после налогообложения.
8. Поступления от приносящей доход деятельности отражаются в форме в размере начисленных сумм (без НДС), исходя из предъявленных покупателям и заказчикам в отчетном периоде счетов за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги независимо от фактического поступления оплаты. Доходы в форме показываются без начисленного налога на прибыль.
Внебюджетные средства, получаемые организацией в форме целевых и безвозмездных поступлений (добровольные пожертвования, целевые взносы и финансовые средства от организаций и граждан, компенсации нанесенного ущерба, гранты и т.п.), учитываются при возникновении у организации права на получение таких средств.
Средства федерального бюджета, выделяемые по смете на содержание учреждения, в составе доходов в форме не отражаются.
Группировка расходов по местам возникновения затрат
(объектам учета)
12. При составлении отчетности по форме все расходы организации первоначально группируются по статьям затрат по местам их возникновения (объектам учета), а затем производится их распределение по калькулируемым объектам.
Бухгалтерский учет организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование данных о расходах по следующим объектам учета (видам работ, подразделениям, направлениям расходов):
- путевые работы;
- гидротехнические сооружения (далее - ГТС);
- регулирование транспортного процесса (далее - РТП);
- обслуживающий флот;
- обслуживающие подразделения;
- административно-управленческие и общехозяйственные расходы (АУР);
- расходы и доходы по прочим операциям.
По аналогичным объектам организуется аналитический учет доходных поступлений. Начисленные доходы отражаются в форме по тем видам работ и услуг, в оплату которых они поступили от покупателей и заказчиков (или предъявлены к оплате), без учета последующего перераспределения полученных средств между филиалами и управлением организации.
13. К путевым работам относятся содержание судоходной обстановки, землечерпание (включая добычу НСМ), дноочищение, траление, выправление, берегоукрепление, прочие путевые работы.
В расходы по путевым работам включаются: оплата труда соответствующих контингентов работников плавающего и берегового состава, начисления на оплату труда, расходы по содержанию и обслуживанию используемых для выполнения работ технических средств (судов, машин, механизмов) и помещений, начисленная по ним амортизация, оплата услуг сторонних организаций, стоимость израсходованных материалов.
В бухгалтерском учете должен быть организован аналитический учет расходов по основным видам путевых работ, предусмотренным в подразделе 4.1 раздела 4 формы, Указанный перечень работ может быть дополнен исходя из состава путевых работ, фактически выполняемых данной организацией.
По прочим путевым работам учитываются затраты по содержанию топографических, теплотехнических партий, отделов картографии, прорабских участков, русловых лабораторий, линейных и групповых механиков, капитанов-наставников, расходы по подъему затонувших судов и др. расходы, которые в процессе учета не могут быть непосредственно отнесены к определенному виду путевых работ.
Расходы по содержанию русловых изыскательских партий относятся на калькулируемые виды путевых работ, пропорционально количеству партиедней, затраченных для выполнения соответствующих работ.
Расшифровка расходов по видам путевых работ и полученных от них доходов приводится в разделе 4 формы.
14. В расходах по ГТС учитываются: оплата труда работников, обеспечивающих содержание и эксплуатацию шлюзов, ГЭС, насосных станций, плотин, каналов гидроузлов, электрических сетей, водолазных станций и др. объектов при ГТС; начисления на оплату труда; оплата услуг по содержанию объектов ГТС (включая расходы на охрану объектов ГТС и декларирование их безопасности), а также содержанию закрепленных за ГТС судов и техники; оплата иных услуг, оказываемых для ГТС сторонними организациями; амортизация основных средств в составе ГТС; стоимость израсходованных материалов.
Расходы по ГТС подразделяются на расходы по регулируемой (при наличии) и нерегулируемой деятельности. В бухгалтерском учете должен быть организован соответствующий аналитический учет. Если регулируемых услуг нет, то учет ведется в столбце "Нерегулируемые", либо в объединяющем графы 4 и 5 столбце.
Дополнительной детализацией расходов и доходов по каждой регулируемой услуге являются формы "Сводной ведомости результатов учета доходов и расходов субъектов естественных монополий" и расшифровки к ней, утвержденные приказом Минтранса России от 27 августа 2015 г. N 268 "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - приказ N 268). Значения в строке "ВСЕГО расходов" и в строке "Доходы" раздела 3, а также в подразделе "Гидротехнические сооружения", показываемые в форме, должны совпадать с соответствующими значениями в формах, утвержденных приказом N 268.
В бухгалтерском учете должен быть организован аналитический учет расходов по видам ГТС: судоходным сооружениям (шлюзы, судоходные плотины, включая подходные каналы), ГЭС, насосным станциям по перекачке воды, прочим объектам ГТС (паромные переправы, мостовые переходы и др.).
Расшифровка показателей по ГТС приводится в разделе 4 формы.
15. В составе расходов по РТП учитываются расходы на оплату труда работников (включая начисления) соответствующих подразделений и служб, оплату услуг сторонних организаций, амортизацию закрепленного за этими подразделениями и работниками основных средств, оплату аренды имущества, прочие расходы. При закреплении за подразделениями, оказывающими услуги по РТП, вспомогательных и служебно-разъездных судов расходы по их содержанию и эксплуатации также отражаются в составе расходов по РТП.
Не отражаются в расходах по РТП расходы по содержанию работников подразделений и служб управления организации, в должностные обязанности которых входит выдача разрешений, согласований, экспертных заключений (в т.ч. за плату) по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции организации. Указанные расходы учитываются в составе административно-управленческих расходов.
К функциям по регулированию транспортного процесса относятся функции, выполняемые при оказании услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуг в речных портах, а также государственные услуги.
Перечень услуг определяется согласно действующему приказу государственного органа, регулирующего тарифы в сфере деятельности естественных монополий по регулируемым услугам для каждой организации, и Уставу организации.
Расходы на оказание услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуг в речных портах подразделяются на расходы по регулируемой (при наличии) и нерегулируемой деятельности. В бухгалтерском учете должен быть организован соответствующий аналитический учет. Если регулируемых услуг нет, то учет ведется в столбце "Нерегулируемые", либо в объединяющем графы 6 и 7 столбце.
К государственным услугам относятся: услуги инспекций государственного портового контроля, служб регистрации судов, отделов дипломирования, пунктов оформления и выдачи удостоверения личности моряка (далее - УЛМ). Все расходы и доходы по этим подразделениям расшифровываются в подразделе 4.4 в строках "Портовый контроль", "Регистрация судов", "Дипломирование, аттестация" и "УЛМ". Строка "Прочие" в соответствии с текущими организационно-распорядительными функциями организации не заполняется,
Расшифровка расходов и доходов по видам услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуг в речных портах соответственно установленным сборам для организации приводится в подразделе 4.3. При этом доходы и расходы от всех нерегулируемых услуг должны отражаться по строке "Прочие".
Дополнительной детализацией расходов и доходов по каждой регулируемой услуге являются формы "Сводной ведомости результатов учета доходов и расходов субъектов естественных монополий" и расшифровки к ней, утвержденные приказом N 268. Значения в строке "ВСЕГО расходов" и в строке "Доходы" раздела 3, а также в подразделе "Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах", показываемые в форме, должны совпадать с соответствующими значениями в формах, утвержденных приказом N 268.
16. В расходах по обслуживающему флоту учитываются затраты по содержанию самоходных и несамоходных судов (буксиров, топливозаправочных судов, ледоколов, плавучих складов, катеров и др. судов), кроме служебно-вспомогательных и разъездных судов, закрепленных за обслуживанием обстановочных бригад, земснарядов, гидросооружений, ремонтно-эксплуатационных баз флота и за другими подразделениями организации. В расходах по обслуживающему флоту учитываются также береговые расходы по содержанию пунктов отстоя и караванных цехов.
Расходы по ремонту судов, выполняемому силами их команд в период навигации, учитываются в расходах по флоту по соответствующим статьям затрат. Расходы по ремонту судов, выполненному береговыми обслуживающими подразделениями, в том числе членами экипажей, переведенными в межнавигационный период на работу в эти подразделения, учитываются по статьям затрат в расходах указанных подразделений.
Расшифровка показателей по обслуживающему флоту приводится в подразделе 4.5.
17. К обслуживающим подразделениям и хозяйствам относятся: подразделения связи, ремонтно-механические (мастерские, цеха, участки, слипы, доки), ремонтно-строительные участки, склады, гаражи, автотранспортные подразделения, лесоучастки, деревообрабатывающие комплексы, электростанции (кроме входящих в состав ГТС), котельные, другие подразделения, обеспечивающие основную деятельность.
В бухгалтерском учете должен быть обеспечен аналитический учет расходов по статьям затрат по каждому обслуживающему подразделению и хозяйству.
Расходы и доходы подразделений (участков, хозяйств, производств), не занятых обслуживанием основной деятельности, отражаются по графе 12 "Расходы и доходы по прочим операциям". Перечень таких подразделений определяется каждой организацией самостоятельно.
18. К административно-управленческим и общехозяйственным расходам (АУР) относятся:
- расходы на содержание работников аппарата управления организации и ее филиалов;
- амортизация, расходы по содержанию и аренде служебных зданий, помещений, транспорта и иных основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
- оплата услуг связи, коммунальных, информационных, консультационных, юридических и иных услуг, необходимых для деятельности организации в целом;
- другие управленческие и общехозяйственные расходы (подготовка и переподготовка кадров, обязательные медико-санитарные мероприятия, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, гражданскую оборону, представительские расходы, рекламные мероприятия и т.п.);
- налоги на имущество, на землю, транспортный налог, кроме случаев, когда эти налоги в форме распределяются организацией непосредственно по объектам учета (п. 11);
19. В составе расходов и доходов по прочим операциям отражаются:
- расходы (доходы) подразделений, не участвующих в обслуживании основной деятельности (промышленных, торговых, общественного питания, сельского хозяйства, ЖКХ, здравоохранения, тренажерных центров, социальной сферы и т.д.);
- доходы (финансовый результат) по операциям, связанным с реализацией и иным выбытием основных средств, материалов, финансовых вложений;
- средства, полученные от организаций и физических лиц в виде компенсаций на возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями на внутренних водных путях и гидросооружениях;
- расходы на мероприятия по ликвидации ущерба, возникшего в результате ненадлежащих действий юридических и физических лиц на внутренних водных путях и гидросооружениях, а также в результате чрезвычайных ситуаций;
- расходы по компенсации затрат на восстановление рыбных запасов.
Примечание: Если указанные расходы обусловлены выполнением соглашений с органами рыбоохраны при получении разрешений на производство дноуглубительных (землечерпательных) работ, их следует отражать в затратах по путевым работам в графе 3;
- пени и штрафы по налогам и другие санкции, уплаченные в бюджет и в государственные внебюджетные фонды;
- расходы, осуществленные за счет чистой прибыли (социальные льготы и выплаты работникам и неработающим пенсионерам, благотворительность, добровольные вступительные и членские взносы в общественные организации, проведение спортивных и оздоровительных мероприятий, приобретение услуг, не связанных с производственной деятельностью организации, и т.п.);
- прочие операционные и внереализационные расходы и доходы.
20. Показатели в графе 13 "Всего по организации" в каждом разделе представляют собой сумму соответствующих показателей всех граф.
Для учреждений по графе 13 "Всего по организации" величина расходов по каждой статье затрат должна соответствовать аналогичному показателю формы бюджетной отчетности 0503721 "Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения", утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н.
В случае возникновения других расхождений показателей формы и формы 0503721 их причины должны быть раскрыты в пояснениях к отчету.
Распределение расходов и калькуляция затрат по основной деятельности
21. Конечным результатом составления отчета по форме является калькуляция фактических расходов на осуществление основной деятельности организаций путевого хозяйства - содержание внутренних водных путей, содержание и эксплуатацию гидротехнических сооружений, оказание услуг по регулированию деятельности хозяйствующих субъектов внутреннего водного транспорта по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По приносящей доход деятельности дополнительно калькулируются расходы, связанные с получением доходов от платных работ и услуг вспомогательных подразделений и флота.
Калькуляция расходов по видам работ и услуг производится в годовом отчете по форме.
22. Для калькуляции затрат по основной деятельности расходы обслуживающего флота и обслуживающих подразделений, а также административно-управленческие и общехозяйственные расходы подлежат распределению.
Распределение расходов производится в целом по организации на основании прямых расходов по всем объектам учета, рассчитанных филиалами.
Распределение производится в следующей последовательности:
на 1-ом этапе расходы обслуживающих подразделений распределяются на путевые работы, ГТС, РТП, обслуживающий флот и АУР;
на 2-ом этапе расходы обслуживающего флота (с учетом соответствующей доли расходов обслуживающих подразделений) распределяются на путевые работы, ГТС и РТП;
на 3-ем этапе распределяются административно-управленческие и общехозяйственные расходы (включая отнесенную на них величину расходов обслуживающих подразделений).
Указанное распределение производится раздельно по разделу 1 и 2. Результаты распределения отражаются в разделах 1 и 2 формы по строке "Распределение расходов".
В графах 3-8 строки "Распределение расходов" приводится величина распределяемых расходов, отнесенных соответственно на путевые работы, ГТС и РТП. В графах 9-11 данной строки приводится сумма расходов обслуживающего флота, обслуживающих подразделений и АУР, распределенных на другие объекты. Эти расходы показываются со знаком минус (или в круглых скобках). Сумма показателей по всем графам строки "Распределение расходов"" равна нулю.
Показатель "Всего расходов" по каждому объекту калькуляции рассчитывается как сумма прямых расходов по данному объекту в строке "Итого расходов" и распределяемых расходов (с учетом знака). В целом по организации показатели строк "Итого расходов" и "Всего расходов" совпадают.
23. В разделе 1 калькулируются расходы только по путевым работам, ГТС и РТП, на которые распределяются все расходы по обслуживающему флоту, обслуживающим подразделениям и АУР.
Величина распределяемых расходов определяется пропорционально прямым расходам по путевым работам, ГТС и РТП, сформированным в бухгалтерском учете. Организации при наличии в учете обоснованной базы для распределения расходов (фактическое время использование каналов связи, сило- или судо-сутки, затраченные обслуж
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.