Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Общие положения
Одной из актуальных задач по оптимизации действий сил и средств, привлекаемых к тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на территории Российской Федерации, является применение авиационных технологий. На промышленных и гражданских объектах для тушения пожаров при необходимости можно применять вертолеты, оборудованные специальными средствами тушения пожаров.
Необходимость и целесообразность использования вертолетов определяет руководитель тушения пожара (далее - РТП).
Непосредственное управление вертолетами в зоне ЧС осуществляется руководителем полетов с подвижного пункта управления полетами (оперативного пункта управления полетами), который по прибытии поступает в распоряжение РТП и выполняет его команды.
Условиями, необходимыми для безопасного применения вертолетов, являются:
- оцепление места тушения пожара;
- отключение объекта (места пожара) от электросетей, прилегающих к месту пожара контактных сетей городского наземного транспорта, метрополитена и железной дороги с получением допуска;
- надежное закрепление пожарно-технического вооружения в зоне влияния воздушных потоков от несущих винтов вертолета;
- отсутствие личного состава в местах сброса воды.
Руководитель оперативной группы обеспечения полетов вертолетов в зоне ЧС по прибытию к месту пожара обязан:
- доложить РТП (начальнику оперативного штаба пожаротушения) о прибытии группы и готовности объекта для работы вертолетов к выполнению задачи по тушению пожара;
- получить от РТП задачу по применению вертолетов для тушения пожара и выполнять только его указания по тушению;
- докладывать РТП (начальнику оперативного штаба пожаротушения) о факторах, мешающих выполнению поставленной задачи;
- организовать своевременное развертывание и готовность к работе подвижного пункта управления полетами и контролировать готовность к работе оперативных пунктов.
Командир вертолета при подлете к месту вызова обязан:
- установить двустороннюю устойчивую связь с руководителем полетов в районе тушения пожара;
- согласовать свои действия и получить указания по использованию специального противопожарного оборудования вертолета и средств спасения;
- оценить реальное состояние дел в районе ЧС и возможности выполнения полетов.
Окончательное решение о возможности выполнения поставленной задачи по тушению пожара и спасанию людей остается за командиром вертолета, о принятии которого он сообщает через руководителя полетов РТП.
Для тушения пожаров вертолеты используются водосливные устройства# (далее - ВСУ).
ВСУ емкостью 5 куб. м и 15 куб. м соответственно предназначены для транспортировки на внешней подвеске вертолетов Ка-32, Ми-8, Ми-26 и слива воды в различные очаги пожаров или в накопительные емкости на земле.
Заполнение ВСУ водой осуществляется путем забора воды на режиме висения вертолета из водоема глубиной не менее 1,5 м для ВСУ-5 и 3 м - для ВСУ-15. Время заполнения от 10 до 17 сек. Скорость слива 900 л/с.
Технические характеристики ВСУ
Основные параметры |
ВСУ-5 |
ВСУ-15 |
Диаметр (ширина), м |
2,3 |
3,1 |
Полная длина, м |
7 |
10 |
Высота емкости, м |
3 |
3,5 |
Открытие клапана, секунд |
8 |
8 |
Слив воды, секунд |
6 |
17 |
С высоты, м |
30 |
30 |
Ширина полосы, м |
10-15 |
до 20 |
Длина полосы, м |
75 |
230 |
Порядок применения вертолетов при тушении пожаров:
- при использовании стационарной установки ВСУ по интенсивному горению, необходимо помнить о том, что сброс воды может способствовать распространению пожара;
- стационарную установку горизонтального тушения на КА-32 рекомендуется применять только на путях распространения огня по фасаду здания, при условии, когда стволы подразделений пожарной охраны не введены внутрь здания на тушение очага пожара;
- при подлете к месту пожара необходимо учитывать тот факт, что конвективные потоки от низколетящего вертолета способствуют разлету дыма, искр и распространения огня;
- при тушении пожаров на открытых площадках большой площади, сбросы воды проводить по фронту горения на путях распространения пожара;
- в условиях городской застройки тушение с использованием ВСУ должно быть точечным, в места интенсивного горения в образовавшихся прогарах;
- после каждого сброса воды РТП проводит оценку эффективности, при необходимости дается корректировка руководителю полетов;
- при тушении водного транспорта (суда, дебаркадеры и т.д.) необходимо учитывать, что воздушные потоки от несущих винтов вертолета способствуют отклонению от курса пожарно-спасательных и спасательных плавательных средств, которые производят тушение пожаров и спасение людей.
Запрещается:
- вертикальные сбросы при работе личного состава на кровле и внутри здания, до вывода личного состава на безопасные позиции (с использованием водяных стволов с большим расходом, водопленочных экранов для защиты от тепловой энергии продуктов горения (выбросов пламени), воздействия механических факторов и т.д.).
<< Назад |
Раздел II >> Раздел II |
|
Содержание Методические рекомендации по применению вертолетов при тушении пожаров (утв. МЧС России 16 сентября 2011 г. N 2-4-60-8-18) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.