Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(справочное)
Классификация дефектов и их влияние на техническое состояние сооружения
Таблица Б.1
Вид дефектов и повреждений |
Возможные причины появления |
Возможные последствия |
1 Волосяные трещины, не имеющие четкой ориентации, появляющиеся при изготовлении, в основном на верхней поверхности |
Усадка в результате принятого режима тепловлажностной обработки, состава бетонной смеси, свойств цемента и т.п. |
На несущую способность не влияют. Могут снизить долговечность |
2 Волосяные трещины вдоль арматуры, иногда следы ржавчины на поверхности бетона |
а) Коррозия арматуры (слой коррозии не более 0,5 мм) при потере бетоном защитных свойств (например, при карбонизации) |
Снижение несущей способности до 5%. Снижение долговечности |
б) Раскалывание бетона при нарушении сцепления с арматурой | ||
в) Раскалывание бетона при нарушении сцепления с арматурой |
Возможно снижение несущей способности. Степень снижения зависит от многих факторов и должна оцениваться с учетом наличия других дефектов и результатов поверочного расчета |
|
|
Механические воздействия |
При расположении: - в сжатой зоне - снижение несущей способности за счет уменьшения площади сечения; - в растянутой зоне - на несущую способность не влияют |
3 Сколы бетона |
Развиваются в результате коррозии арматуры из волосных трещин (см. пункт 2 настоящей таблицы). Толщина продуктов коррозии не более 3 мм |
Снижение несущей способности в зависимости от толщины слоя коррозии и объема выключенного из работы бетона сжатой зоны. Уменьшение несущей способности нормальных сечений в результате нарушения сцепления арматуры. Степень снижения оценивают расчетом. При расположении на опорных участках - аварийное состояние |
4 Трещины вдоль арматурных стержней не более 3 мм |
Коррозия арматуры (дальнейшее развитие дефектов см. в пунктах 2 и 5 настоящей таблицы) |
Снижение несущей способности в зависимости от уменьшения площади сечения арматуры в результате коррозии и уменьшения размеров поперечного сечения сжатой зоны. Снижение прочности нормальных сечений в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. При расположении дефектов на опорном участке - аварийное состояние |
5 Отслоение защитного слоя бетона |
|
|
6 Нормальные трещины в изгибаемых конструкциях и растянутых элементах конструкций шириной раскрытия для стали классов: A-I - более 0,5 мм; A-II, A-III, A-IIIB, A-IV - более 0,4 мм; в остальных случаях - более 0,3 мм |
Перегрузка конструкций, смещение растянутой арматуры. Для преднапряженных конструкций - малое значение натяжения арматуры при изготовлении |
Снижение долговечности, недостаточная несущая способность |
7 То же, что и в пункте 6 настоящей таблицы, но имеются трещины с разветвленными концами |
Перегрузка конструкций в результате снижения прочности бетона или нарушения сцепления арматуры с бетоном |
Возможно аварийное состояние |
8 Наклонные трещины со смещением участков бетона относительно друг друга и наклонные трещины, пересекающие арматуру |
Перегрузка конструкций. Нарушение анкеровки арматуры |
Аварийное состояние |
9 Повреждение арматуры и закладных деталей (надрезы, вырывы и т.п.) |
Механические воздействия, коррозия арматуры |
Снижение несущей способности пропорционально уменьшению площади сечения |
10 Выпучивание сжатой арматуры, продольные трещины в сжатой зоне, шелушение бетона сжатой зоны |
Перегрузка конструкций |
Аварийное состояние |
11 Коррозионное поражение арматуры |
Нарушение сцепления арматуры с бетоном: - обнажение арматуры с отрывом бетона; - образование слоя ржавчины и уменьшение сечения рабочей арматуры |
Снижение несущей способности пропорционально уменьшению площади сечения, в отдельных случаях - аварийное состояние |
12 Уменьшение площадок опирания конструкций по сравнению с проектными |
Ошибки при изготовлении и монтаже |
Степень снижения несущей способности определяется расчетом |
13 Разрывы или смещения поперечной арматуры в зоне наклонных трещин |
Перегрузка конструкций |
Аварийное состояние |
14 Отрыв анкеров от пластин закладных деталей, деформации соединительных элементов, расстройство стыков |
Наличие воздействий, не предусмотренных при проектировании |
Аварийное состояние |
15 Трещины силового характера в стенах и перекрытиях монолитных конструкций, появляющиеся после снятия опалубки или спустя некоторое время |
Температурно-усадочные усилия, возникающие при условиях, стесняющих деформации |
При раскрытии больше допустимого - снижение долговечности. Влияние на жесткость и прочность оценивается расчетом |
16 Биологическая, химическая агрессия, вынос нефтепродуктов, промышленных стоков и т.п. при мелком заложении тоннелей |
Техногенное воздействие окружающей среды |
Снижение несущей способности за счет снижения прочности бетона до 30% |
17 Трещины и сколы блоков тоннельной обделки, на все сечение элемента, менее 1/2 сечения элемента |
Превышение давления щитовых домкратов при щитовой проходке тоннеля |
Снижение несущей способности тоннельных конструкций (определяется расчетом) |
18 Пониженная плотность и прочность бетона (пористость, кавернозность, щебенистость) в зонах холодных, рабочих, деформационных швов, защитного слоя бетона, закладных деталей |
Деформации отдельных колец или секций обделок |
Снижение несущей способности ограждающих конструкций тоннелей и метрополитенов |
19 Несоответствие характеристик материала гидроизоляции требованиям нормативных документов для конкретных инженерно-геологических условий |
Ошибки проектирования |
Течи и обводнения тоннельных конструкций - снижение эксплуатационных характеристик объектов |
20 Нарушение сплошности и водонепроницаемости гидроизоляции тоннелей открытого способа работ |
Нарушение технологии устройства гидроизоляции |
Разрушение бетона конструкций, коррозия металла и арматуры. Снижение эксплуатационных характеристик объектов |
21 Нарушение уплотнительного контура гидроизоляции стыков сборной обделки тоннелей при монтаже колец |
Нарушение технологии монтажа сборной обделки тоннелей |
Снижение прочностных и противофильтрационных характеристик ограждающих конструкций |
22 Разрушение материала заполнения чеканочных канавок между отдельными элементами обделки |
При эксплуатации тоннелей и метрополитенов (в том числе вибрационные воздействия от подвижного состава) |
Водообводненность конструкций и снижение эксплуатационных характеристик объекта |
23 Несоответствие характеристик тампонажного раствора (камня) требованиям нормативных документов и инженерно-геологическим условиям |
Ошибки проектирования и отсутствие контроля качества тампонажных растворов |
|
24 Разрушение тампонажного слоя и контакта "грунт-обделка" |
Нарушение технологии нагнетания растворов за тоннельную обделку, техногенное воздействие окружающей среды (обводнение грунтового массива, воздействие агрессивной среды), новое строительство |
Разуплотнение грунтового массива - изменение напряженно-деформированного состояния конструкций, снижение несущей способности (определяется расчетом), аварийные ситуации. Водообводнение тоннельных конструкций с ухудшением эксплуатационных характеристик объекта |
25 Снижение прочностных и противофильтрационных характеристик грунтов за обделками тоннелей |
Техногенное воздействие окружающей среды, в том числе наземного строительства, на ограждающие конструкции тоннелей и метрополитенов |
Изменение напряженно-деформированного состояния конструкций, снижение несущей способности (определяется расчетом), аварийные ситуации. Водообводнение тоннельных конструкций с ухудшением эксплуатационных характеристик объекта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.