Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2017 г. N 78-АПГ17-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Питер-Лада" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска акционерного общества "Питер-Лада" о признании недействующим со дня принятия приказа государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" в части пункта 564 приложения к данному приказу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей акционерного общества "Питер-Лада" Марковой И.Л., Шавловского Д.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Бесовой Т.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
20 декабря 2016 года государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга издан приказ N 260-п (далее - Приказ) "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее - Перечень).
В пункт 564 Перечня, являющегося приложением к Приказу, включено здание с кадастровым номером 78:40:0009061:1011, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, Кингисеппское шоссе, дом 50, литера А и принадлежащее административному истцу на праве собственности (далее - Здание).
Акционерное общество "Питер-Лада" (далее - АО "Питер-Лада", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 564 Перечня со дня принятия Приказа. В обоснование заявленных требований Общество ссылалось на то, что включение Здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку в акте обследования указанного объекта недвижимого имущества его площадь, вид использования помещений Здания не отражены. Обращало внимание на то, что в ходе обследования не произведены замеры названных помещений, осмотр и фотофиксация Здания. Полагало, что на основании акта обследования нельзя принять решение о его соответствии установленным законом критериям для включения в Перечень.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2017 года в удовлетворении административного иска АО "Питер-Лада" отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 названного кодекса субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (статья 1-1 указанного закона).
Пункты 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержат понятия административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основные признаки данных объектов налогообложения.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац четвертый пункта 4.1 указанной статьи).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет данный перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 3.7 Положения о государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 г. N 207, осуществление указанных функций на момент принятия Приказа было возложено на упомянутую инспекцию.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга с 3 июля 2017 года переименована в комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (пункт 1 постановления правительства Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года N 304).
Судом установлено, что государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга для определения вида фактического использования Здания произведено обследование, о чем составлен акт от 5 октября 2016 года N 0431-ВФИ/С/2016, которым установлено фактическое использование более 20 процентов площади объекта недвижимости в целях для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания, а именно - для торговли автотранспортными средствами, ремонта и технического обслуживания автомобилей.
Приказом государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N 260-п определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
В пункт 564 Перечня включено здание с кадастровым номером 78:40:0009061:1011, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, Кингисеппское шоссе, дом 50, литера А и принадлежащее административному истцу на праве собственности.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что Здание отвечает критериям, позволяющим включить его в Перечень, поскольку не менее 20 процентов его площади используется в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит вывод суда правильным.
В силу пункта 4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в ходе проведения обследований объектов, указанных в перечне объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования, осуществляется фотосъемка и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и (или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении.
Как верно установлено судом, в соответствии с положениями указанного порядка материалы фотофиксации, приложенные к акту обследования от 5 октября 2016 года N 0431-ВФИ/С/2016, отражают вид спорного объекта недвижимости с внешней и внутренней сторон, в том числе вывески, свидетельствующие о размещении в Здании автосалона, сервисного центра, центра кузовного ремонта, автомойки, участка технического обслуживания и ремонта, а также офисов, актового зала. Указанное обстоятельство подтверждает правильность вывода суда об использовании Здания в целях размещения офисов, объектов торговли автотранспортными средствами, ремонта и обслуживания автомобилей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об использовании менее 20 процентов от общей площади спорного объекта недвижимого имущества в целях, установленных в акте 5 октября 2016 года N 0431-ВФИ/С/2016.
Утверждения Общества об отсутствии в упомянутом акте сведений о площадях Здания, расположенных в нем помещений, конкретном виде их использования, а также невключении его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденный приказом комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18 декабря 2015 года N 133-п, были предметом изучения суда первой инстанции. Им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте.
При таких обстоятельствах выводы суда о соответствии оспариваемой нормы положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации являются верными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В жалобе АО "Питер-Лада" не содержится доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Питер-Лада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2017 г. N 78-АПГ17-19
Текст определения официально опубликован не был