Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 5-АПГ17-139
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества Холдинговая компания "Электрозавод" на решение Московского городского суда от 14 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пунктов 9058 и 9081 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также объяснение представителя открытого акционерного общества Холдинговая компания "Электрозавод" Живичкиной Ю.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя правительства Москвы Федотова П.С. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 ноября 2014 года правительством Москвы издано постановление N 700-ПП, пунктом 1.1 которого в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, вступившего в силу с 1 января 2017 года, утверждён перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Данные документы размещены 29 ноября 2016 года на официальном сайте правительства Москвы mos.ru и официально опубликованы 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72.
Согласно пункту 9058 указанного перечня налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определяется в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0003013:3801, расположенного по адресу: город Москва, Журавлёва площадь, владение 2, строение 1.
Согласно пункту 9081 этого же перечня налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определяется в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0003014:1078, расположенного по адресу: город Москва, Электрозаводская улица, владение 12 "Б".
Открытое акционерное общество Холдинговая компания "Электрозавод" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании указанных норм недействующими с 1 января 2017 года, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что принадлежащие ему на праве собственности здания с кадастровыми номерами 77:03:0003013:3801 и 77:03:0003014:1078 не отвечают признакам отдельных объектов недвижимого имущества, приведённым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и в статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поэтому данные здания не могли быть включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Решением Московского городского суда от 14 августа 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество Холдинговая компания "Электрозавод" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы правительством Москвы и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Исходя из материалов административного дела, здания с кадастровыми номерами 77:03:0003013:3801 и 77:03:0003014:1078 включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что указанные здания расположены на земельных участках, вид разрешённого использования которых в соответствии с распоряжениями департамента городского имущества города Москвы от 29 сентября 2015 года и от 16 октября 2015 года предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о наличии самостоятельных оснований для включения данных зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества и отсутствии, в этой связи, оснований для признания оспариваемых норм недействующими.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции не согласна.
Доводы суда первой инстанции и правительства Москвы со ссылками на названные распоряжения департамента городского имущества города Москвы и письмо филиала Федеральной кадастровой палаты по городу Москве являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1.2 методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 и содержащих виды разрешённого использования земельных участков, в том числе такой вид разрешённого использования земельных участков как "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)", виды разрешённого использования земельных участков приведены в данных методических указаниях в целях определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов.
На момент издания названных распоряжений департамента городского имущества города Москвы вступил в силу приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, которым утверждён классификатор видов разрешённого использования земельных участков и закреплено, что виды разрешённого использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу, определяются в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков.
В названных распоряжениях департамента городского имущества города Москвы установленное данными распоряжениями разрешённое использование земельных участков, на которых расположены здания с кадастровыми номерами 77:03:0003013:3801 и 77:03:0003014:1078, указано как "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))".
Филиал Федеральной кадастровой палаты по городу Москве письменно подтвердил суду первой инстанции, что земельные участки, на которых расположены здания с кадастровыми номерами 77:03:0003013:3801 и 77:03:0003014:107, имеют вид разрешённого использования, установленный названными распоряжениями департамента городского имущества города Москвы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Из материалов административного дела видно, что в кадастровых паспортах земельных участков, на которых расположены здания с кадастровыми номерами 77:03:0003013:3801 и 77:03:0003014:107, вид разрешённого использования указан только как "деловое управление". При этом никаких уточнений о возможности размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения данные кадастровые паспорта земельных участков не содержат, а письмо филиала Федеральной кадастровой палаты по городу Москве документом государственного кадастрового учёта не является.
В соответствии с кодом 4.1 классификатора видов разрешённого использования земельных участков "деловое управление" разрешает использовать земельный участок для размещения объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершений сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Таким образом, из кода 4.1 классификатора видов разрешённого использования земельных участков следует, что здания с кадастровыми номерами 77:03:0003013:3801 и 77:03:0003014:107 расположены на земельных участках, вид разрешённого использования которых размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения прямо не предусматривает.
Доводы представителя правительства Москвы Федотова П.С. о том, что из вида разрешённого использования земельных участков, на которых расположены здания с кадастровыми номерами 77:03:0003013:3801 и 77:03:0003014:1078, следует, что данные земельные участки предназначены для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, основаны на неверном истолковании норм материального права, поскольку налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества не может определяться как их кадастровая стоимость на основании расположения этих объектов на земельных участках, из одного из видов разрешённого использования которых может следовать предназначение этих земельных участков для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" вид разрешённого использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения должен именно предусматривать. Однако, как было сказано выше, в соответствии классификатором видов разрешённого использования земельных участков "деловое управление" размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения не предусматривает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к неправильному выводу о том, что на момент определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества здания с кадастровыми номерами 77:03:0003013:3801 и 77:03:0003014:1078 располагались на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривал размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Данные здания на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества правительством Москвы включены быть не могли.
Равно как указанные здания не могли быть включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества и по другим основаниям, предусмотренным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", что правительством Москвы не оспаривалось.
Таким образом, обжалуемое решение суда является незаконным и подлежит отмене, а административный иск открытого акционерного общества Холдинговая компания "Электрозавод" подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 14 августа 2017 года отменить.
Принять по административному делу новое решение.
Административный иск открытого акционерного общества Холдинговая компания "Электрозавод" удовлетворить.
Пункты 9058 и 9081 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП признать недействующими с 1 января 2017 года.
Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве, а также размещению на официальном сайте правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" mos.ru и опубликованию в печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 5-АПГ17-139
Текст определения официально опубликован не был