Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2018 г. N 305-КГ17-17091 по делу N А40-2216/2016
Резолютивная часть определения объявлена 5 февраля 2018 года.
Полный текст определения изготовлен 12 февраля 2018 года.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Корнелюк Е.С.,
судей Букиной И.А. и Разумова И.В. -
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - заявитель, Почта России) на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2016 (судья Полякова А.Б.), постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 (судьи Яковлева Л.Г., Кочешкова М.В., Мухин С.М.) и постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.07.2017 (судьи Шишова О.А., Бочарова Н.Н., Кольцова Н.Н.) по делу N А40-2216/2016, по заявлению Почты России к государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - МФЦ города Москвы, заказчик) и федеральному государственному унитарному предприятию "Главный центр специальной связи" о признании незаконными действий МФЦ города Москвы, об отмене протоколов о признании победителя открытого конкурса уклонившимся от заключения контракта, а также об отказе от заключения контракта.
В судебном заседании приняли участие представители:
Почты России - Логинова А.В., Хубиева Р.С.;
МФЦ города Москвы - Букварев А.Н., Панина А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корнелюк Е.С., вынесшей определение от 22.12.2017 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителей сторон, судебная коллегия установила:
Почта России обратилось в суд с заявлением к МФЦ города Москвы и федеральному государственному унитарному предприятию "Главный центр специальной связи" о признании незаконными действий МФЦ города Москвы по принятию протокола от 22.12.2015 N 02-9-14188/15, об отмене протокола от 22.12.2015 N 02-9-14188/15 и протокола от 23.12.2015 N ПОК1, признании недействительным государственного контракта (реестровый номер 2773141945616000015), возложении на МФЦ города Москвы обязанности заключить с истцом договор на оказание курьерских услуг (автокурьер) по доставке и перевозке корреспонденции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2016 (с учётом дополнительного решения от 31.10.2016), оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 и Арбитражного суда Московского округа от 27.07.2017, принят отказ от иска в части требования о признании недействительным государственного контракта (реестровый номер 2773141945616000015), производство по делу в этой части прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт о признании незаконными действий МФЦ города Москвы по принятию протокола от 22.12.2015 N 02-9-14188/15, а самих протоколов от 22.12.2015 N 02-9-14188/15 и от 23.12.2015 N ПОК1 - недействительными.
В судебном заседании представители заявителя, уточнив требования кассационной жалобы, просили об отмене обжалуемых судебных актов в части отказа в признании недействительными протоколов МФЦ города Москвы о признании победителя открытого конкурса уклонившимся от заключения контракта от 22.12.2015 N 02-9-14188/15, а также об отказе от заключения контракта от 23.12.2015 N ПОК1 (далее - протоколы). На удовлетворении остальной части требований представители заявителя не настаивали.
Представители МФЦ города Москвы возражали против удовлетворения уточнённых требований кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными. Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи", надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя не обеспечило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав присутствующих в судебном заседании лиц, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования Почты России - удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.11.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание курьерских услуг (автокурьер) по доставке и перевозке почтовой корреспонденции для нужд МФЦ города Москвы (закупка N 0373200597215000169).
По итогам его проведения на основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 07.12.2015 N ПРО1, размещённого в сети Интернет в день его подписания, победителем признана Почта России.
Экземпляр протокола с приложением проекта договора в установленный пунктом 12 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) трехдневный срок победителю конкурса направлен не был.
В нарушение пункта 3 статьи 54 Закона о контрактной системе победитель конкурса не представил заказчику подписанный проект договора, а также документы об обеспечении его исполнения (банковскую гарантию).
22.12.2015 МФЦ города Москвы составлен протокол N 02-9-14188/15 о признании победителя открытого конкурса уклонившимся от заключения договора, а 23.12.2015 - протокол N ПОК1 об отказе от заключения договора.
31.12.2015 заказчик, руководствуясь частью 4 статьи 54 Закона о контрактной системе, заключил договор на оказание курьерских услуг (автокурьер) по доставке и перевозке корреспонденции с федеральным государственным унитарным предприятием "Главный центр специальной связи", заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.
Считая действия заказчика неправомерными, а составление названных протоколов - незаконным, заявитель обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды указали на возможность самостоятельного внесения заявителем предложенных им условий в проект договора, размещенный в режиме открытого публичного доступа, доступный для просмотра, печати и подписания; квалифицировали допущенное заказчиком нарушение пункта 12 статьи 53 Закона о контрактной системе незначительным, в отличие от нарушения обязанности, установленной пунктами 2 и 3 статьи 54 Закона о контрактной системе, по предоставлению обеспечения исполнения контракта, что и привело к признанию заказчиком победителя конкурса уклонившимся от заключения договора.
Между тем судами не учтено следующее.
Порядок заключения контракта по результатам конкурса установлен статьей 54 Закона о контрактной системе.
В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 54 Закона о контрактной системе (в редакции Закона, действовавшего на момент проведения конкурса) контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. При этом, контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе. В случае, если победителем конкурса не исполнены данные требования, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Пунктом 12 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе составляется в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К протоколу прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 названного Закона (предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара). Один экземпляр протокола хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с указанными приложениями размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Аналогичное правило содержится и в пункте 1 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Материалами рассматриваемого дела подтверждено, а сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что проект договора в качестве приложения к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 07.12.2015 N ПРО1 в установленные Законом о контрактной системе порядке и срок не был размещён в режиме открытого публичного доступа в единой информационной системе. Экземпляр протокола с приложением проекта договора заказчиком победителю конкурса не направлялся.
Указанные нарушения заказчиком пункта 12 статьи 53 Закона о контрактной системе, вопреки ошибочным выводам судов, явились существенными, поскольку не позволили Почте России ознакомиться с содержанием проекта договора, подписать его и, в конечном счёте, представить заказчику для подписания вместе с обеспечением его исполнения.
Следовательно, признание Почты России уклонившейся от заключения договора, вне оценки обстоятельств нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае привело к переложению негативных последствий неправомерного бездействия заказчика на участника торгов, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, недействительности оспариваемых протоколов и обоснованном характере заявленных требований в указанной части.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Почты России в сфере осуществляемой им деятельности, в связи с чем, обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а заявленные требования - частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 184, 291.13-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2016 по делу N А40-2216/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.07.2017 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Признать недействительными протоколы государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании победителя открытого конкурса уклонившимся от заключения контракта от 22.12.2015 N 02-9-14188/15, а также об отказе от заключения контракта от 23.12.2015 N ПОК1.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Определение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке надзора в трехмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.С. Корнелюк |
Судья |
И.А. Букина |
Судья |
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон о контрактной системе обязывает победителя торгов подписать контракт и представить все его экземпляры заказчику в определенный срок.
Невыполнение этой обязанности влечет признание победителя торгов уклонившимся от заключения контракта.
Исходя из позиции СК по экономическим спорам ВС РФ, победитель торгов не должен признаваться уклонившимся от заключения контракта, если заказчик не выполнил свои обязанности по направлению победителю протокола с проектом контракта, а также по размещению этих документов в единой информационной системе.
Как подчеркнула Коллегия, такие нарушения, допущенные со стороны заказчика, в данном деле являлись существенными, т. к. не позволили победителю торгов ознакомиться с содержанием проекта договора, подписать его и в конечном счете представить для подписания вместе с обеспечением его исполнения.
Поэтому признание победителя торгов уклонившимся от заключения договора в подобном случае приводит к переложению на него негативных последствий неправомерного бездействия заказчика.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2018 г. N 305-КГ17-17091 по делу N А40-2216/2016
Текст определения официально опубликован не был