Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 21-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 августа 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ринис" о признании недействующими пунктов 38, 40, 41 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2016 года N 706-рп.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 декабря 2016 года Правительством Кабардино-Балкарской Республики издано распоряжение N 706-рп об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В пункты 38, 40, 41 Перечня включены соответственно производственно-подготовительный цех площадью 330 квадратных метров с кадастровым номером 07:09:0000000:21673, административное здание площадью 520,4 квадратных метра с кадастровым номером 07:09:0000000:21957, а также мойка с КПП площадью 157 квадратных метров с кадастровым номером 07:09:0000000:21958, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0101013:57 по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, город Нальчик, улица 3-й Промышленный проезд, дом без номера (далее также - Здания). Указанные объекты недвижимого имущества принадлежат административному истцу на праве собственности.
Общество с ограниченной ответственностью "Ринис" (далее также - ООО "Ринис", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 38, 40, 41 Перечня. В обоснование заявленных требований Общество ссылалось на то, что включение Зданий в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает имущественные права административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 августа 2017 года административный иск ООО "Ринис" удовлетворен. Признан недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2016 года N 706-рп, в части включения в Перечень Зданий со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Правительство Кабардино-Балкарской Республики просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 названного кодекса субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2003 года N 102-РЗ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Из статьи 1-2 указанного закона следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом согласно положениям названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 марта 2015 года N 53-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Здания расположены на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "под производственными зданиями". Мероприятия по определению вида фактического использования данных объектов недвижимого имущества на момент включения их в Перечень в порядке, установленном постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 марта 2015 года N 53-ПП, не проводились. Доказательств фактического использования производственно-подготовительного цеха, административного здания, а также мойки с КПП в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не представлено.
Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2016 года N 706-рп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пункты 38, 40, 41 Перечня включены соответственно производственно-подготовительный цех площадью 330 квадратных метров с кадастровым номером 07:09:0000000:21673, административное здание площадью 520,4 квадратных метра с кадастровым номером 07:09:0000000:21957, а также мойка с КПП площадью 157 квадратных метров с кадастровым номером 07:09:0000000:21958, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0101013:57 по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, город Нальчик, улица 3-й Промышленный проезд, дом без номера. Указанные объекты недвижимого имущества принадлежат административному истцу на праве собственности.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что Здания не отвечают критериям, позволяющим включить их в Перечень.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит приведенный вывод суда правильным.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), действовавшие на момент издания распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2016 года N 706-рп.
Как верно установлено судом и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 07:09:0101013:57, на котором расположены Здания, имеет вид разрешенного использования "под производственными зданиями", предусмотренный пунктом 1.2.9 Методических указания.
Между тем земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания указаны в пункте 1.2.5 Методических указаний.
При этом факт нахождения указанного земельного участка в территориальной зоне, предусматривающей размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не может являться достаточным основанием для включения Зданий в Перечень.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактического использования Зданий в целях размещения в них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, выводы суда о противоречии оспариваемых пунктов Перечня положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1-2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2003 года N 102-РЗ являются верными, основанными на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 21-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был