Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. N 19-КГ17-35
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Попова С.Ф. на определение Ставропольского краевого суда от 6 декабря 2016 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 июля 2017 г. по материалам истребованного дела по административному исковому заявлению Попова С.Ф. о признании недействующими с даты принятия решений Совета г. Ессентуки Ставропольского края от 23 декабря 2011 г. N 130 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки", от 24 апреля 2014 г. N 33 "О внесении изменений в приложение к решению Совета города Ессентуки от 23 декабря 2011 г. N 130 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки" в части установления базового размера арендной платы на пятый вид функционального (разрешенного) использования земельных участков под объектами торговли города-курорта Ессентуки Ставропольского края.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края Савченко Д.С., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Попов С.Ф. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с даты принятия решений Совета г. Ессентуки Ставропольского края от 23 декабря 2011 г. N 130 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки", от 24 апреля 2014 г. N 33 "О внесении изменений в приложение к решению Совета города Ессентуки от 23 декабря 2011 г. N 130 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки" в части установления базового размера арендной платы на пятый вид функционального (разрешенного) использования земельных участков под объектами торговли города-курорта Ессентуки Ставропольского края.
В обоснование требований заявитель указал, что обжалуемыми нормативными правовыми актами нарушаются его права и законные интересы как арендатора земельного участка и плательщика арендной платы по договору аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 6 июня 2013 г. N 286-з, заключенного сроком на 10 лет на основании постановления Администрации города от 15 апреля 2013 г. N 656.
Установление ставки арендной платы в размере 18% от кадастровой стоимости противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в части экономической обоснованности установления такого размера.
Определением Ставропольского краевого суда от 6 декабря 2016 г. производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемыми актами не нарушаются права и законные интересы Попова С.Ф.
Разрешая спор, суд исходил из того, что арендуемый истцом земельный участок относится к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена, и порядок определения арендной платы устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем оспариваемые нормативные правовые акты не применяются к административному истцу, поскольку он не является участником регулируемых этими актами арендных правоотношений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2017 г. определение Ставропольского краевого суда от 6 декабря 2016 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Ставропольский краевой суд.
Отменяя определение суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что установленное в ходе судебного рассмотрения административного иска отсутствие права лица на обращение в суд с иском об оспаривании нормативного правового акта не является основанием для прекращения производства по делу и должно быть рассмотрено по существу.
Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 15 мая 2017 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2017 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 июля 2017 г. определение Ставропольского краевого суда от 6 декабря 2016 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, Попов С.Ф., ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, просил отменить принятые по делу судебные акты.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы представители Попова С.Ф., Думы (Совета) г. Ессентуки, Правительства Ставропольского края, прокуратуры Ставропольского края, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Частью 1 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела указанный земельный участок расположен на территории города-курорта Ессентуки, отнесенного постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1970 г. N 723 к курортам общесоюзного значения, а в последующем постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 г., N 14 признанного курортом федерального значения.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ) земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселения, муниципальных районов и городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8-11 вышеназванной статьи.
Согласно части 11 статьи 1 указанного Федерального закона к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 настоящей статьи.
Поскольку на момент вступления в силу Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ право собственности Российской Федерации на земельный участок не было зарегистрировано в ЕГРП, а объекты недвижимого имущества, относящиеся к федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, на нем отсутствовали, то в силу части 11 статьи 1 названного Федерального закона земельный участок с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. ..., общей площадью 1329,6 кв.м перешел в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
По договору аренды от 6 июня 2013 г. N 286-з, заключенному с администрацией города Ессентуки, Попов С.Ф. является одним из арендаторов названного земельного участка, предназначенного для использования под торговые помещения.
Согласно пункту 3.4 договора расчет арендной платы определяется в приложении к договору, которое является его неотъемлемой частью. Пунктом 3.6 договора установлено, что размер арендной платы может изменяться не чаще одного раза в год в соответствии с федеральным законом, решением Совета города или по соглашению сторон договора.
В соответствии с приложением к договору расчет арендной платы произведен на основании решений Совета г. Ессентуки и постановлений Правительства Ставропольского края.
С учетом изложенного суд не вправе был прекращать производство по административному делу только по мотиву отсутствия у заявителя права обращаться в суд с таким административным иском.
Вместе с тем согласно представленному в судебном заседании апелляционной инстанции решению Арбитражного суда Ставропольского края от 13 апреля 2017 г. по делу N А63-73/2017 Попов С.Ф. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 июля 2017 г. признаны обоснованными требования Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки о включении в реестр кредиторов должника задолженности гражданина Попова С.Ф. в размере 558 261,56 руб., в том числе задолженности по арендной плате за период с 15 апреля 2013 по 18 марта 2015 г., рассчитанной на основании решений Совета г. Ессентуки N 130 и N 33.
Определением того же суда от 12 октября 2017 г. в связи с завершением процедуры реализации имущества гражданина Попова С.Ф. последний освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе от оплаты задолженности по арендной плате по договору от 6 июня 2013 г. N 286-з.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Ставропольского краевого суда от 6 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 июля 2017 г. оставить без изменения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. N 19-КГ17-35
Текст определения официально опубликован не был