Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2018 г. N 18-КГ17-248
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 6 октября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2016 года, которыми удовлетворен административный иск Карелина А.Э. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Карелин А.Э. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что по результатам проведенных по его инициативе кадастровых работ были поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров ... и ... земельные участки, расположенные по адресу: ... После этого он обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ Росимущества в Краснодарском крае) с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков в аренду без проведения торгов. Письмом ТУ Росимущества в Краснодарском крае от 23 сентября 2016 года в предоставлении земельных участков в аренду ему отказано.
Административный истец полагал данный отказ необоснованным, поскольку вышеназванные земельные участки в обороте не ограничены и не относятся к тем объектам, которые не могут предоставляться в частную собственность. В связи с чем просил обязать ТУ Росимущества в Краснодарском крае заключить с ним договоры долгосрочной аренды этих земельных участков сроком на 49 лет без проведения торгов.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 6 октября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2016 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея просит судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2017 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм материального права допущены судами нижестоящих инстанций.
Удовлетворяя административное исковое заявление Карелина А.Э., суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что испрашиваемые административным истцом земельные участки не подпадают под ограничения, предусмотренные статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами судов не согласна.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего кодекса (далее - уполномоченный орган).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, административным истцом Карелиным А.Э. в целях образования испрашиваемых земельных участков проведены землеустроительные работы по их межеванию. По результатам кадастровых работ земельные участки категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "кафе" были поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров ... и ...
Карелин А.Э. обратился в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с заявлениями о предоставлении в аренду без проведения торгов указанных земельных участков. Письмом уполномоченного органа в удовлетворении поданного заявления отказано.
При этом, как следует из материалов дела, каких-либо документов, свидетельствующих о том, что Карелин А.Э. имеет право на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов, административный истец при подаче в уполномоченный орган заявления не представил.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 и положениями статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел является задачей административного судопроизводства.
Вместе с тем суд первой инстанции, установив, что одним из оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в удовлетворении заявления Карелина А.Э. явилось то, что действия последнего, направленные на получение в аренду испрашиваемых земельных участков без проведения торгов, противоречат нормам земельного законодательства, пришел к выводу об удовлетворении административного иска без исследования указанных выше вопросов.
Суд апелляционной инстанции довод административного ответчика о нарушении Карелиным А.Э. порядка обращения за предоставлением земельных участков в аренду, изложенный им в своей жалобе, также оставил фактически не рассмотренным, хотя установление данного обстоятельства было обязательным условием принятия судом законного и обоснованного решения.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает судебные акты судов первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду надлежит уточнить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предложить сторонам представить необходимые доказательства, установить, соответствуют ли действия Карелина А.Э., направленные на предоставление ему земельных участков в аренду без проведения торгов, нормам земельного законодательства, имеется ли у него исключительное право на приобретение этих земельных участков в аренду без проведения торгов, соблюдены ли уполномоченным органом порядок, процедура рассмотрения заявления административного истца, после чего разрешить спор по существу в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 6 октября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2016 года отменить.
Административное дело по административному иску Карелина А.Э. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов направить на новое рассмотрение в Адлерский районный суд Краснодарского края в ином составе суда.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2018 г. N 18-КГ17-248
Текст определения официально опубликован не был