Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2018 г. N 11-АПГ17-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Сулейманова А.Р., Сулеймановой М.Г., Сулеймановой Т.Н., Сулейманова Р.Ф., общества с ограниченной ответственностью "Барс Синтез", общества с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Савиново", общества с ограниченной ответственностью "Делфо-Гулливер", Абдулнасыровой Р.К., Ахмадеева Л.А., Киселева Л.А., Фатыхова А.А. о признании недействующими пункта 1 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс), утвержденного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р, пункта 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, по апелляционным жалобам представителей административных истцов Шайдуллиной Д.Н. и Низамова Д.А. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей административных истцов Шайдуллиной Д.Н., Низамова Д.А., Сакулина Р.А., Ваймана А.Б., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражение на апелляционные жалобы представителя министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Хасаншина Р.Ш., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Данное распоряжение зарегистрировано в министерстве юстиции Республики Татарстан 30 ноября 2016 года за N 3590, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 ноября 2016 года.
Распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р утвержден Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс).
Указанное распоряжение зарегистрировано в министерстве юстиции Республики Татарстан 30 декабря 2016 года за N 3777, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 декабря 2016 года.
Пунктом 1 Перечня, утвержденного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р, в число зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс), включено здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ... (далее - здание).
Распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3525-р внесены изменения в Перечень, утвержденный распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р: в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2017 год включено указанное здание.
Данное распоряжение зарегистрировано в министерстве юстиции Республики Татарстан 30 декабря 2016 года за N 3778, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 декабря 2016 года.
Административные истцы, являющиеся собственниками помещений в указанном здании, обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административными исковыми заявлениями о признании недействующими пункта 1 Перечня, утвержденного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р, пункта 310 Перечня, утвержденного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, указав, что оспариваемые положения названных нормативных правовых актов приняты с нарушением порядка их принятия и вступления в законную силу, предусмотренного действующим законодательством.
Административные истцы также указали, что включенное в названный пункт Перечня здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение здания в Перечень неправомерно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал недействующим со дня его принятия пункт 1 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс), утвержденного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р.
В удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим пункта 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, отказано.
Дополнительным решением от 22 августа 2017 года судом разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.
В апелляционных жалобах представителями административных истцов Шайдуллиной Д.Н. и Низамовым Д.А. поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением судом норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Авторы жалобы ссылаются на то, что здание не отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база должна быть определена исходя из кадастровой стоимости, и включено в Перечень на 2017 год необоснованно, поскольку оно располагается на земельном участке с видом разрешенного использования - "под здание гаража-стоянки торгового комплекса "Савино", а площадь помещений используемых для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания составляет менее 20% от общей площади здания, что не согласуется с условиями, установленными пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для признания здания торговым центром.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан представлены возражения на апелляционные жалобы.
Административные истцы и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании частей 8, 9 статьи 96, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Признавая недействующим пункт 1 Перечня, утвержденного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р, суд первой инстанции исходил из того, что на указанную дату данное министерство не было наделено полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные полномочия были переданы министерству в результате внесения изменений постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 в Положение о министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, вступившим в законную силу 8 января 2017 года. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия данного органа государственной власти на принятие таких нормативных правовых актов.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня", суд первой инстанции установил отсутствие оснований для признания недействующим оспариваемого административными истцами пункта 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р.
При этом суд исходил из того, что согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина "торговый центр (комплекс)".
Так, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, назначение помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации), предусматривающее размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, служит самостоятельным критерием для определения предназначения здания в качестве торгового центра (комплекса) для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.
Указанным Порядком предусмотрено, что в перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2 процентов, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0,5 процента.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, шестиэтажное здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., площадью 43820,9 квадратных метров, указанное в оспариваемом административными истцами пункте 310 Перечня, расположено на земельном участке с кадастровым номером ..., вид разрешенного использования которого - под здание гаража-стоянки торгового комплекса "Савиново".
Административный истец ООО "Делфо-Гулливер" является собственником расположенного на 1 этаже здания нежилого помещения (помещения N 12, 12-1, 12-2, 12-3, 12-4, 12-5, 19-5, 19-6, 40, 19-1, 19-2, 19-3, 19-4, 19-7, 19-8, 19-9, 19-10, 19-11, 19-12, 19-13, 19-14, 19-15, 20, 21, антресоль помещений N 1-16) общей площадью 2156 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта площадь помещений с назначением "Торговые" (основные и вспомогательные) составляет 2016,4 квадратных метров.
Вышеуказанному юридическому лицу также принадлежит доля в праве общей долевой собственности на нежилое помещение (помещения N 1, 13, 14, 15, 15-1, 15-2, 15-3, 15-4, 15-5, 19, 6, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 27а, 28, 28а, 29, 29а, 30, 38, 38а, 41, 42) общей площадью 3951 квадратный метр, имеющее кадастровый номер ..., расположенное на 1 этаже. В соответствии с документом технического учета (инвентаризации) объекта площадь помещений с назначением "Торговые" (основные и вспомогательные) составляет 3847,2 квадратных метров.
ООО "Барс Синтез" является собственником нежилых помещений N 1004 и 1005, расположенных на 5 и 6 этажах, имеющих кадастровые номера ... В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта площадь каждого из указанных помещений с назначением "Предприятия бытового обслуживания" составляет 3637,7 квадратных метров.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, учитывая площади объектов недвижимости и их назначение в документах технического учета (инвентаризации), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общая площадь помещений в спорном здании, имеющих назначение "торговые помещения" и "помещения, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания", превышает 20 процентов общей площади этого здания и составляет 29,98 процентов ((3847,2+2016,4+3637,7+3637,7)/43820,9*100), и в соответствии с критериями, установленными частью 4 статьи 278.2 Налогового кодекс Российской Федерации, здание отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем оно подлежало включению в Перечень на 2017 год.
Доводы апелляционных жалоб о незаконности пункта 310 Перечня по мотивам необоснованного отнесения здания к торговым центрам (комплексам) ввиду того, что помещения, расположенные на пятом этаже и шестом этаже, принадлежащие ООО "Барс Синтез", не предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и фактически используются под здание гаража-стоянки путем размещения парковок, при этом вид разрешенного использования земельного участка не позволяет размещать на земельном участке здания, предназначенные для торговли или бытового обслуживания, не принимаются, поскольку предназначение здания, указанного в пункте 310 Перечня, определено исходя из назначения помещений в соответствии документами технического учета (инвентаризации), что согласуется с положениями абзаца второго подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что спорный объект недвижимости правомерно включен в Перечень, поскольку обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на недвижимое имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем пункт 310 Перечня соответствует правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопреки доводам апелляционных жалоб в данном конкретном случае оснований для отнесения оспариваемого пункта 310 Перечня к актам законодательства о налогах, в отношении которых статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок вступления в силу, не имеется.
Ссылка в апелляционных жалобах на самостоятельное установление судом первой инстанции критериев отнесения здания к торговым центрам (комплексам), которые не были установлены министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан при принятии оспариваемых решений, которыми здание отнесено к торговым центрам (комплексам) по критерию фактического использования помещений, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности положений оспариваемого нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Невозможность выдачи аудиозаписи хода судебного заседания Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2017 года ввиду технического сбоя при ее сохранении из-за неисправности системы технической фиксации судебного процесса не влечет отмену решения суда, поскольку при рассмотрении дела составлен протокол судебного заседания, стороны вправе были в установленном порядке ознакомиться с указанным документом и подать на него замечания.
Таким образом, при рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 23 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей административных истцов Шайдуллиной Д.И. и Низамова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2018 г. N 11-АПГ17-25
Текст определения официально опубликован не был