Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона N 269874-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Указанным законопроектом уточняются требования к научной организации, которой может быть присвоен статус государственного научного центра (далее - ГНЦ). В частности, в соответствии с законопроектом в число основных функций научных организаций, имеющих статус ГНЦ, должно входить:
создание и практическое применение новых технологий в рамках приоритетов научно-технологического развития на основе использования результатов интеллектуальной деятельности;
осуществление экспертной деятельности, в том числе участие в разработке прогнозов научно-технологического развития и отраслевых документов стратегического планирования различных уровней;
участие в создании и (или) обеспечение функционирования инфраструктуры научной, научно-технической, инновационной деятельности, необходимой для реализации приоритетов научно-технологического развития.
Комитет обращает внимание на то, что деятельность, связанная с практическим применением новых технологий, осуществление экспертной деятельности, в том числе участие в разработке прогнозов научно-технологического развития и отраслевых документов стратегического планирования различных уровней; создание и (или) обеспечение функционирования инфраструктуры научной, научно-технической, инновационной деятельности и высокотехнологичной продукции, не может быть определяющей для научной организации, поскольку не соответствует определению научной организации, данному в Федеральном законе от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
Комитет также отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление экспертной функции в научно-технической сфере отнесено к компетенции Российской академии наук.
В соответствии с законопроектом статус ГНЦ может присваиваться научной организации, отнесенной по итогам оценки и мониторинга результативности ее деятельности к числу лидеров отрасли (научного направления) в Российской Федерации. В этой связи из законопроекта не ясно, как будет определяться такой лидер, поскольку определение понятия "лидер отрасли (научного направления)" отсутствует.
Требование об утверждении программы "реализации функций государственного научного центра РФ на среднесрочный период" и предлагаемая структура такой программы (статья 2, ч.3) являются избыточными, носят технический характер и не должны являться предметом законодательного регулирования. Требует дополнительного обсуждения норма об утверждении в программе реализации функций ГНЦ перечня научных, научно-технических результатов, в том числе технологий, которые должны быть получены в будущем государственным научным центром Российской Федерации.
Согласно нормы, представленной в части 1 статьи 5.1, РАН лишена права представления ведущих научных организаций, которые согласно нормам законопроекта должны составить костяк научных организаций, обеспечивающих научный приоритет России, для получения статуса ГНЦ. Предложение о присвоении статуса государственного научного центра на неопределенный срок, по мнению Комитета, требует дополнительного обсуждения.
Законопроект содержит значительное число отсылочных и декларативных норм. В частности, указанные в пункте 4 новой статьи 5.1 Федерального закона меры государственной поддержки являются спорными (например, не ясно, кого в соответствии с пунктом 1 указанной статьи 5.1 следует считать "лидерами отрасли (научного направления)"). Нормы о государственной поддержке (статья 2, ч.2) носят декларативный характер, поскольку в дальнейшем тексте конкретные меры господдержки не раскрываются.
На представленный законопроект поступили 34 положительных отзыва от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 25 положительных отзывов от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало целый ряд замечаний по законопроекту. В частности отмечается, что взаимосвязанные положения пунктов 1 и 3 проектируемой статьи 5.1 Федерального закона о целях и предусмотренных функциях научных организаций, имеющих статус ГНЦ, не позволяют однозначно выделить их среди других научных организаций, не обладающих таким статусом. В пункте 1 проектируемой статьи 5.1 Федерального закона предлагается осуществлять оценку и мониторинг результативности научных организаций, претендующих на присвоение статуса ГНЦ, а также мониторинг результативности научных организаций, уже имеющих статус ГНЦ (пункт 7 указанной статьи 5.1). Вместе с тем в указанных проектируемых нормах не определено, каким государственным органом или уполномоченным юридическим лицом должны проводиться такие оценка и мониторинг.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять законопроект N 269874-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования деятельности государственных научных центров Российской Федерации" в первом чтении при условии его последующей доработке ко второму чтению.
Одновременно, Комитет обращает внимание на то, что принятие законопроекта потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок присвоения статуса государственного научного центра и порядок утраты научной организацией указанного статуса, внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 года N 312 "Об оценке и мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения", принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок получения безвозмездных простых (неисключительных) лицензий на использование результатов интеллектуальной деятельности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Учитывая значимость для обеспечения правоприменения законопроекта в случае его принятия норм, устанавливаемых в перечисленных нормативных актах, Комитет полагает необходимым при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении иметь возможность ознакомиться с проектами указанных нормативных актов.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.