Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 286401-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, А.В. Андрейченко, И.Н. Абрамовым и Д.И. Савельевым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 ноября 2017 года (протокол N 82 пункт 127) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 286401-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, А.В. Андрейченко, И.Н. Абрамовым и Д.И. Савельевым (далее - авторы), и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается установление иного, помимо предусмотренного Федеральным законом от 01 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В частности, предлагается увеличение размера предоставляемого гражданам земельного участка с одного до десяти гектаров в случае, если такой участок предоставляется для ведения сельского хозяйства.
В пояснительной записке указывается, что необходимость внесения изменений обуславливается спецификой сельскохозяйственной деятельности, где для осуществления животноводства или растениеводства требуются площади, превышающие один гектар.
Комитет отмечает, что применяя механизм увеличения площади предоставляемого гражданину участка, прежде всего, необходимо определить наличие возможности предоставления такому гражданину земельного участка большей площади, что не всегда возможно реализовать в отдельных субъектах Российской Федерации.
По мнению Комитета, вопрос об увеличении площади предоставляемого гражданам земельного участка для ведения сельского хозяйства и установления его предельного размера, необходимо рассмотреть только после проведения мониторинга реализации на территории Дальневосточного федерального округа Федерального закона N 119-ФЗ и выявления общего количества пригодных для ведения сельского хозяйства земельных участков, их востребованности, а также расчета экономически обоснованных предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для осуществления деятельности в сфере сельского хозяйства.
Кроме того, Комитет считает, что рассматриваемый вопрос целесообразно сначала отработать в виде "пилотного проекта" в пределах территории одного из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в котором присутствует возможность предоставления гражданам земельных участков большей площади для ведения сельского хозяйства.
Также следует отметить, что действующая редакция Федерального закона N 119-ФЗ в определенной мере обеспечивает потребности граждан по осуществлению и расширению предпринимательской деятельности, основываясь на совместном использовании имеющихся ресурсов для осуществления не только ведения сельскохозяйственной, но и любой не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, так как предусматривает, что с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование могут обратиться до десяти граждан.
При этом необходимо учитывать, что в случае принятия проектируемой нормы, граждане, уже получившие земельные участки, не смогут ей воспользоваться, поскольку статьей 7 Федерального закона N 119-ФЗ установлен запрет на повторное получение земельного участка, что может создать риски социальной напряженности в Дальневосточном федеральном округе.
Комитет отмечает, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы Севера) и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель.
Так, Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в частности установлено, что коренные малочисленные народы Севера и их объединения в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов в аренду. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Земельные участки, занятые оленьими пастбищами и отгонными пастбищами, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам на праве аренды на срок не менее чем пять лет.
Федеральный закон N 119-ФЗ устанавливает запрет на предоставление земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если этот земельный участок расположен в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (по решению уполномоченного органа) и при этом не предусматривает особенностей получения коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями "дальневосточного гектара".
Проектируемая норма может негативно сказаться на сохранении и развитии территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, в том числе оленьих пастбищ, охотничьих и иных угодий.
По мнению Комитета, изменение правового регулирования предоставления земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, не может решаться без учета особенностей правового регулирования в отношении предоставления земельных участков, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
С учетом вышеизложенного Комитет не поддерживает концепцию законопроекта.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.