Введение
Национальный доклад о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации (далее - национальный доклад) подготовлен Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Федеральный закон "О карантине растений") на основании данных мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации.
Утвержденный Правительством Российской Федерации национальный доклад направляется в Федеральное Собрание Российской Федерации и подлежит опубликованию в средствах массовой информации. На заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заслушивается информация представителей Правительства Российской Федерации о национальном докладе.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О карантине растений" карантинное фитосанитарное состояние территории - это наличие или отсутствие на территории карантинных объектов.
Национальный доклад содержит информацию о распространении карантинных объектов на территории Российской Федерации, об установлении карантинных фитосанитарных зон на территории Российской Федерации по каждому виду карантинного объекта, а также об упразднении карантинных фитосанитарных зон на территории Российской Федерации по каждому виду карантинного объекта.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О карантине растений" мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации, на основании данных которого подготавливается национальный доклад, представляет собой систему наблюдений, анализа, оценки и прогноза распространения по территории Российской Федерации карантинных объектов.
Порядок проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 9 июля 2009 г. N 269 "Об утверждении Порядка проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации".
Мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации осуществляется в целях:
- постоянного наблюдения за проникновением на территорию Российской Федерации карантинных объектов, развитием карантинных объектов и их распространением по территории Российской Федерации, в том числе выявления и оценки влияния факторов, способствующих развитию карантинных объектов и их распространению по территории Российской Федерации;
- выявления путей проникновения на территорию Российской Федерации и распространения по ней карантинных объектов;
- выявления очагов карантинных объектов;
- подготовки предложений о принятии мер, необходимых для борьбы с карантинными объектами.
Карантин растений - это комплекс государственных мероприятий, позволяющих предупредить проникновение и распространение опаснейших вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных культур и растений-сорняков.
Ежегодно в мире из-за вредителей и болезней растений теряется до 25% потенциального урожая продовольственных культур.
Опасность, связанная с переносом карантинных вредных организмов, была замечена несколько столетий назад. Первый закон, регулирующий отношения в этой сфере, был принят во Франции в 1660 г. С 1870 по 1915 г. аналогичные законы были приняты большинством стран с развитым сельскохозяйственным производством, в том числе Германией, Австрией, Австралией, США, Мексикой. К середине XX в. свыше 100 стран установили карантинные правила и создали учреждения, контролирующие их выполнение.
В России первый закон о карантине растений был принят в 1873 г. В настоящее время отношения в сфере карантина растений в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О карантине растений", которым установлено, что карантин растений - это правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, созданная Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", осуществляет свою деятельность в целях обеспечения охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения и распространения карантинных объектов, предотвращения ущерба от распространения карантинных объектов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 329 "Об официальной национальной организации по карантину и защите растений" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является официальной национальной организацией по карантину и защите растений, ответственной за выполнение обязанностей, предусмотренных статьей IV Международной конвенции по карантину и защите растений.
Федеральный закон "О карантине растений" и Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", соответственно устанавливают правовые основы регулирования в области карантина растений и определяют объем полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в указанной области.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в рамках международного сотрудничества осуществляет обмен необходимой информацией о карантинной фитосанитарной безопасности с национальными организациями по карантину и защите растений иностранных государств.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы с привлечением уполномоченных и подведомственных службе организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности.
Карантинная фитосанитарная безопасность - состояние защищенности территории Российской Федерации от рисков, возникающих при проникновении и (или) распространении карантинных объектов.
Развитие международной торговли, включение в торговые отношения многочисленных организаций, индивидуальных предпринимателей при ослаблении государственного контроля могут привести к ухудшению фитосанитарной обстановки в Российской Федерации и нанести значительный ущерб экономике страны.
В Россию ежегодно ввозится около 30 млн т подкарантинных грузов из 120 стран мира, в которых выявляется более 30 видов карантинных вредных организмов.
В настоящее время государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется в 212 пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также на 291 складе временного хранения.
При ввозе в Российскую Федерацию растительной продукции в 2015 г. проконтролировано около 13,7 млн т и 1,4 млрд шт. различной подкарантинной продукции. При этом в продукции, завезенной из 57 стран, выявлено 35 видов карантинных объектов в 3968 случаях, из них отсутствующие на территории Российской Федерации виды карантинных объектов - диплодиоз кукурузы, бактериальное увядание (вилт) кукурузы, капровый жук, средиземноморская плодовая муха, бактериальное увядание винограда, арахисовая зерновка, зерновки рода калособрухус, американский клеверный минер, южноамериканский листовой минер, южноамериканская томатная моль, тутовая щитовка, восточная фруктовая муха, аскохитоз хризантем, белая ржавчина хризантем, бурая бактериальная гниль картофеля, соевая нематода, ипомея ямчатая и ипомея плющевидная, ценхрус длинноколючковый, череда волосистая и череда дважды перистая.
В случае непредотвращения завоза акклиматизация и распространение этих видов карантинных вредных организмов в России могут привести к большим потерям урожая сельскохозяйственных культур и затратам на ликвидацию очагов карантинных объектов, а также к косвенным потерям - снижению качества урожая, отрицательному влиянию на здоровье людей, сокращению экспортных рынков и др.
Характерный пример реальной фитосанитарной угрозы - экспорт в Россию из США семян кукурузы, зараженных карантинными болезнями. В настоящее время в США распространены карантинные для России заболевания - диплодиоз и бактериальное увядание (вилт) кукурузы.
Кроме возбудителей карантинных болезней, в США распространены очаги карантинного для многих стран мира, включая страны Европейского союза и Российскую Федерацию, западного кукурузного жука диабротика, являющегося одним из основных вредителей зерна кукурузы.
Фитосанитарные службы европейских стран недооценили вероятность интродукции западного кукурузного жука диабротика в Европу и не включали этот вид в перечни регулируемых организмов. В результате западный кукурузный жук диабротика распространился в ряде стран (от Великобритании до Украины).
Благодаря проводимому фитосанитарному контролю на территории нашей страны этот вид вредителя растений не зарегистрирован, однако скорость расширения его ареала в Европе свидетельствует об очень высокой потенциальной опасности заноса вредителя в Россию. Зоной потенциального вреда западного кукурузного жука диабротика в нашей стране могут стать практически все районы возделывания кукурузы на зерно, в первую очередь регионы Северного Кавказа и прилегающие к ним регионы. В случае заноса и последующего распространения указанного вредителя растений на территории нашей страны прямой ущерб может составить более 5 млрд руб. в год.
Существенную угрозу для фитосанитарной безопасности России представляет капровый жук. Это один из наиболее опасных вредителей зерна и продуктов его переработки, регулируемый во многих странах мира, а также находящийся под особым контролем международных организаций по защите растений. Капровый жук повреждает зерна колосовых культур, риса, кукурузы, масличных, бобовых, семена овощных, лесных, декоративных и других культур. Вредитель способен уничтожить до 70% хранящейся продукции, достигая при этом численности 6 тыс. и более экземпляров на 1 кг зерна.
Капровый жук представляет угрозу на всей территории Российской Федерации в отапливаемых помещениях (в первую очередь зерновые элеваторы, пивоваренные заводы, мелькомбинаты, крупяные цеха, маслоэкстракционные заводы). В нашей стране опасная ситуация существовала в конце 1980-х годов в Ставропольском крае, где было обнаружено два очага вредителя. Благодаря четким и своевременным мерам по наложению карантина и проведению истребительных мероприятий очаги капрового жука были ликвидированы в течение трех лет.
При распространении вредителя на территории Российской Федерации ущерб может достигать 6 млрд руб. в год. Следует также учитывать, что в случае выявления капрового жука на территории Российской Федерации страны - импортеры российского зерна могут ограничить или прекратить его импорт.
Помимо капрового жука, не меньший ущерб экономике России может нанести проникновение на ее территорию и распространение в складских помещениях других карантинных вредителей зернобобовых культур - зерновок рода калособрухус. По оценкам фитосанитарного риска, ущерб от этих видов вредителей растений может составить до 4 млрд руб. в год. Косвенный ущерб в связи с возможным распространением зерновок рода калособрухус на территории России будет также выражаться в возможной потере внешнего рынка сбыта продукции со странами, где данный вредитель является регулируемым.
Опасным карантинным заболеванием в 78 странах мира является индийская головня пшеницы. В настоящее время в европейских странах, в том числе и в России, болезнь не обнаружена, хотя споры индийской головни ранее выявлялись специалистами Россельхознадзора при досмотре пшеницы, ввозимой из Бирмы, Ливии, Турции, Сирии.
В результате распространения указанной болезни в Индии урожай пшеницы в отдельные годы снижается на 20%, всхожесть семян - на 20-56%, кроме того, ухудшаются товарные, хлебопекарные и биохимические качества пораженного грибом зерна, которое становится непригодным для выпечки хлеба. Косвенные потери также связаны с карантинными ограничениями на экспорт зерна.
Проведенный анализ фитосанитарного риска для территории Российской Федерации показывает, что потенциальный ареал распространения возбудителя индийской головни пшеницы совпадает с основными зонами возделывания пшеницы в нашей стране. Если предположить, что ущерб от болезни в Российской Федерации будет соизмерим с издержками, отмечаемыми в Индии, то потери могут составить 146 тыс. - 293 тыс. т зерна ежегодно, или от 700 млн руб. до 1,5 млрд руб. в год.
Кроме того, семенные посевы при заражении индийской головней пшеницы будут переведены в посевы на товарные цели, что значительно снизит стоимость выращенного зерна. Учитывая, что возбудитель индийской головни пшеницы является регулируемым объектом в большинстве стран мира, его акклиматизация в России может привести к резкому сокращению экспорта зерна российского происхождения.
Большое значение для фитосанитарной безопасности Российской Федерации имеет проведение государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при внутрироссийских перевозках подкарантинной продукции из карантинных фитосанитарных зон, особенно подкарантинной продукции из южных регионов страны, где имеются очаги трех карантинных видов амброзии - сорняка американского происхождения. Амброзия наносит большой вред посевам культурных растений, потребляя в 3 раза больше воды, чем, например, просо и кукуруза. Развивая мощную надземную массу и корневую систему, амброзия подавляет и вытесняет культурные растения. В посевах овса плотность этого сорняка может достигать 4809 . Амброзия признана одним из опаснейших аллергенных растений. Распространяется она семенами, которые могут сохранять жизнеспособность от 5-14 до 40 лет, что чрезвычайно затрудняет ликвидацию образовавшихся очагов.
Карантинная фитосанитарная безопасность является составной частью продовольственной безопасности Российской Федерации.
В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного комплекса, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантии высоких стандартов жизнеобеспечения.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий.
В число рисков и угроз продовольственной безопасности Российской Федерации входят агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Наличие перечисленных рисков формирует угрозы продовольственной безопасности, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности.
Меры и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на надежное предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности.
К механизмам обеспечения продовольственной безопасности страны относятся мероприятия по осуществлению карантинного фитосанитарного мониторинга территории Российской Федерации, с помощью которых выявляются карантинные фитосанитарные риски, связанные с проникновением на территорию Российской Федерации и распространением на ней карантинных объектов и установлением очагов карантинных объектов. Управление карантинными фитосанитарными рисками осуществляется путем принятия мер, необходимых для борьбы с карантинными объектами.
Заключение
В Перечень входят 168 видов карантинных объектов, из них 132 - отсутствуют на территории страны, 36 - ограниченно распространены.
В Перечень также включены 7 видов регулируемых некарантинных вредных организмов, которые могут вызвать значительное снижение качества семенного и посадочного материала.
По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации выявлены очаги и установлены карантинные фитосанитарные зоны для 19 видов вредителей растений, 9 видов возбудителей болезней растений и 8 видов сорных растений.
Среди ограниченно распространенных карантинных видов вредителей растений наиболее распространены калифорнийская щитовка (карантинные фитосанитарные зоны установлены в 195 районах 17 субъектов Российской Федерации), американская белая бабочка (карантинные фитосанитарные зоны установлены в 171 районе 15 субъектов Российской Федерации), восточная плодожорка (карантинные фитосанитарные зоны установлены в 113 районах 16 субъектов Российской Федерации).
Из возбудителей болезней растений наибольшее распространение имеют золотистая картофельная нематода (карантинные фитосанитарные зоны установлены в 910 районах 62 субъектов Российской Федерации), фомопсис подсолнечника (очаги в 130 районах 10 субъектов Российской Федерации), бактериальный ожог плодовых культур (очаги в 39 районах 15 субъектов Российской Федерации).
Из карантинных видов сорных растений наибольшее распространение имеют повилики (карантинные фитосанитарные зоны установлены в 613 районах 66 субъектов Российской Федерации), амброзия полыннолистная (в 324 районах 32 субъектов), горчак ползучий (в 194 районах 20 субъектов).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору постоянно совершенствует методы выявления и идентификации карантинных вредных организмов для своевременного применения фитосанитарных мер по локализации и ликвидации очагов в карантинных фитосанитарных зонах.
В результате примененных фитосанитарных мероприятий были ликвидированы очаги по 33 видам ограниченно распространенных карантинных вредных организмов, в том числе очаги американской белой бабочки (в 80 районах 10 субъектов Российской Федерации), калифорнийской щитовки (в 55 районах 8 субъектов), восточной плодожорки (в 49 районах 9 субъектов), рака картофеля (в 3738 районах 5 субъектов), золотистой картофельной нематоды (в 89 районах 30 субъектов), фомопсиса подсолнечника (в 75 районах 5 субъектов), повилик (в 180 районах 28 субъектов), амброзии полыннолистной (в 72 районах 14 субъектов), горчака ползучего (в 20 районах 7 субъектов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен Национальный доклад о карантинном фитосанитарном состоянии территории России.
Он содержит информацию о распространении карантинных объектов, об установлении карантинных фитосанитарных зон по каждому виду объекта, а также об упразднении таких зон.
Национальный доклад о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 мая 2016 г. N 871-р)
Текст документа приводится по изданию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Москва, 2016)