Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2018 г. N АПЛ17-533
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Ксенофонтовой Н.А., Ситникова Ю.В.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" (далее также - ООО "Альтерра") о признании частично недействующей сноски 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11,
по апелляционной жалобе ООО "Альтерра" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации Сорокина И. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии с частью 4 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) Правительство Российской Федерации постановлением от 6 января 2015 г. N 11 утвердило Правила представления декларации о сделках с древесиной (далее - Правила).
Нормативный правовой акт размещён на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 12 января 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 января 2015 г. N 2.
Правила включают в себя приложение, именуемое "Форма декларации о сделках с древесиной", сноска 5 которого содержит указание, что поля заполняются только в отношении граждан или индивидуальных предпринимателей.
ООО "Альтерра" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании сноски 5 приложения к Правилам не действующей в части необходимости указания сведений в отношении граждан, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пунктам 7 и 8 части 9 статьи 50.6 ЛК РФ, раскрывающей понятие "Единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и сделок с ней" (далее также - ЕГАИС учёта древесины) и не содержащей упоминания о необходимости предоставлять в данную информационную систему сведения о физическом лице - покупателе древесины. Полагает, что из буквального толкования приведённой выше нормы закона следует, что субъектный состав покупателей древесины, информация о которых должна содержаться в ЕГАИС учёта древесины, ограничен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; возложение обязанности на продавца требовать паспортные данные у покупателя - физического лица и потом представлять их ЕГАИС учёта древесины нарушает права и законные интересы ООО "Альтерра" в сфере предпринимательской деятельности создавая препятствия в совершении сделок по продаже древесины.
В обоснование заявленного требования ООО "Альтерра" также указало, что 1 июля 2017 г. вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 911-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. N 1047-р", в соответствии с которым был изменён и существенно расширен перечень видов древесины, сделки с которой подлежат декларированию в ЕГАИС учёта древесины. В этот перечень в настоящее время включены пиломатериалы из хвойных и лиственных пород, а также обрезной пиломатериал, необрезной пиломатериал, строганый пиломатериал, брус, брусок и доска, то есть те виды товаров, которые обычно присутствуют в ассортименте не только ООО "Альтерра", но и любого розничного магазина строительных и хозяйственных товаров, следовательно, продавцы пиломатериалов обязаны декларировать все сделки с древесиной, заключаемые не только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и с физическими лицами.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "Альтерра" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, полагая его незаконным, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. При этом ссылается на то, что принимая обжалованную норму, Правительство Российской Федерации вышло за рамки предоставленной ему лесным законодательством компетенции, произвольно возложив на продавцов и покупателей (физических лиц) обязанности по сбору паспортных данных и внесению их в ЕГАИС учёта древесины.
Административный истец ООО "Альтерра" в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён в установленном законом порядке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для её удовлетворения не находит.
В силу части 1 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору ЕГАИС учёта древесины предусмотренной статьей 50.6 этого кодекса, декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
За нарушение требований лесного законодательства об учёте древесины и сделок с ней для соответствующих должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц установлена административная ответственность (статья 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4 статьи 50.5 ЛК РФ предусмотрено, что форма декларации о сделках с древесиной и порядок её представления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учётом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что оспоренные в части Правила утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение требований федерального законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, правомерен.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Верховный Суд Российской Федерации, проанализировав оспариваемое предписание сноски 5 приложения к Правилам на соответствие ЛК РФ, пришёл к правильному выводу о том, что оно ему не противоречит.
Части 1, 3 статьи 50.6 ЛК РФ предусматривают, что ЕГАИС учёта древесины является федеральной информационной системой, которая создаётся в целях обеспечения учёта древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в ней информации и контроля за достоверностью такой информации.
На основании части 6 названной нормы закона информация в ЕГАИС учёта древесины представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной.
Правила, как следует из их пункта 2, возлагают обязанность подавать декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На физических лиц, приобретающих древесину, такая обязанность не распространяется. Вместе с тем в рассматриваемых декларациях, по общим правилам, подлежат указанию сведения о покупателе древесины, в том числе если покупателем является физическое лицо.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 50.5, пунктом 8 части 9 статьи 50.6 ЛК РФ в ЕГАИС учёта древесины содержится указанная в декларациях о сделках с древесиной информация о лице, подавшем такую декларацию, а также о лице, в собственность которого отчуждается древесина. На основании пункта 4 части 2 статьи 50.5 ЛК РФ в декларации о сделках с древесиной указываются, помимо прочего, сведения о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина, в том числе стороны этого договора.
При таких данных довод апелляционной жалобы о произвольном характере оспоренного требования к содержащейся в ЕГАИС учёта древесины информации о покупателях-гражданах является ошибочным.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое положение, предполагающее указание сведений о физическом лице - покупателе древесины, полностью соответствует приведённым выше правовым нормам ЛК РФ.
Часть 9 статьи 50.6 ЛК РФ, на которую ссылается административный истец в апелляционной жалобе, не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, поскольку эта норма закона, определяющая содержание документированной информации, подаваемой в ЕГАИС учёта древесины, подлежит применению в совокупности с другими нормами ЛК РФ, предполагающими необходимость указать сведения о стороне договора - покупателе-гражданине.
Обжалованное решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
Н.А. Ксенофонтова |
|
Ю.В. Ситников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2018 г. N АПЛ17-533
Текст определения официально опубликован не был