Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 января 2018 г. N 81-АПГ17-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кемеровской области о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", утвержденных решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 г. N 496,
по апелляционной жалобе Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района на решение Кемеровского областного суда от 12 сентября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашьяна К.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Кемеровской области обратился с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", утверждённых решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 г. N 496 (далее также - Правила землепользования и застройки, Решение N 496), в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:927, 42:04:0211003:1115, 42:04:0211003:1116, 42:04:0211003:1117, 42:04:0211003:1118, 42:04:0211003:1119, 42:04:0211003:1120, 42:04:0211003:1121, 42:04:0211003:1122, 42:04:0211003:1123, 42:04:0211003:1124, 42:04:0211003:1125, 42:04:0211003:280, 42:04:0211003:281, 42:04:0211003:254, 42:04:0211003:255, 42:04:0211003:375 территориальной зоны Ж2 (жилая зона с малоэтажной застройкой сезонного проживания), в границах земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:833 и 42:04:0211003:834 - территориальной зоны Ж1.1 (жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством) в связи с их несоответствием установленной генеральным планом муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", утверждённым решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 24 ноября 2014 г. N 383 (далее также - Генеральный план) в отношении них функциональной зоне и противоречием федеральному законодательству.
В связи с принятием отказа административного истца от административного иска в части, определением Кемеровского областного суда от 12 сентября 2017 г. прекращено производство по делу в части требований о признании не действующими Правил землепользования и застройки об установлении территориальной зоны Ж2 в границах земельного участка с кадастровым номером 42:04:0211003:375.
Решением Кемеровского областного суда от 12 сентября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет народных депутатов Кемеровского муниципального района просит решение суда первой инстанции отменить, как необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование доводов указывает, что спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт до введения в действие нормативных правовых актов, устанавливающих функциональные и территориальные зоны; земельные участки приобретались физическими лицами с целью их использования в соответствии с установленными до даты принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки категорией земель, видом разрешённого использования. Часть земельных участков расположена в территориальной зоне садоводческих, дачных объединений граждан малоэтажной (до 3-х этажей включительно) жилой застройки сезонного проживания с ведением садоводческого, дачного хозяйства - Ж2, а часть - в территориальной зоне малоэтажной (до 4-х этажей включительно) жилой застройки с размещением индивидуальных и многоквартирных жилых домов и возможностью осуществления ограниченного личного подсобного хозяйства с содержанием мелкого скота и птицы или развитого личного подсобного хозяйства с содержанием крупного скота и птицы. По мнению административного ответчика, Правила землепользования и застройки утверждены с учётом существующего землепользования в отношении спорных земельных участков, которые поставлены на кадастровый учёт в период 2010-2014 гг. и права на которые зарегистрированы за физическими лицами. С учётом выявленного несоответствия сложившейся планировки территории и существующего землепользования Генеральному плану органом местного самоуправления района принято решение о подготовке соответствующих изменений для внесения в Генеральный план.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Статьёй 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления.
Муниципальное образование Кемеровский муниципальный район наделено статусом муниципального района (статья 1 Устава Кемеровского муниципального района, принятого решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 г. N 491). В состав территории муниципального образования Кемеровский муниципальный район входят муниципальные образования, имеющие статус сельских поселений, в частности Елыкаевское сельское поселение (статья 3 Закона Кемеровской области от 17 декабря 2004 г. N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований").
Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
В силу приведённых правовых норм Правила землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение" были утверждены Советом народных депутатов Кемеровского муниципального района в пределах его полномочий.
Выводы суда первой инстанции о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом подтверждаются материалами дела, и по этим основаниям Решение N 496 не обжалуется.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом сельского поселения.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплён принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
С учётом приведённых норм федерального законодательства Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что отнесение спорных земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:927, 42:04:0211003:1115, 42:04:0211003:1116, 42:04:0211003:1117, 42:04:0211003:1118, 42:04:0211003:1119, 42:04:0211003:1120, 42:04:0211003:1121, 42:04:0211003:1122, 42:04:0211003:1123, 42:04:0211003:1124, 42:04:0211003:1125, 42:04:0211003:280, 42:04:0211003:281 к территориальной зоне Ж2 (жилая зона с малоэтажной застройкой сезонного проживания), а земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:833, 42:04:0211003:834 к территориальной зоне Ж1.1 (жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством) осуществлено без учёта Генерального плана муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", согласно которому названные земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий, что нарушает требования градостроительного законодательства.
Отнесение Правилами землепользования и застройки земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:254 и 42:04:0211003:255 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения) к территориальной зоне Ж2 противоречит требованиям статей 77, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривающим возможность их использования для индивидуального жилищного строительства. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешённого использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учёт до введения в действие муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих функциональные и территориальные зоны, правильность выводов суда первой инстанции не исключают. Намерение административного ответчика внести соответствующие изменения в Генеральный план основанием для отмены решения являться не может.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
С учётом изложенного Судебная коллегия, исследовав представленные материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведённого федерального законодательства, не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного суда от 12 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 января 2018 г. N 81-АПГ17-20
Текст определения официально опубликован не был