Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 5-АПГ17-148
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 25 сентября 2017 года об удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Дельта" о признании не действующими с 1 января 2017 года пунктов 20 667, 20 668, перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Дельта" Кузьминой М.В. и Воробьёвой Т.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Дельта", являясь собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:09:0003018:1012, 77:09:0003018:1014, расположенных соответственно по адресам г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 6 и ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 2, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с 1 января 2017 года пунктов 20 667, 20 668 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заявление мотивировано тем, что данные объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечень на 2017 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 25 сентября 2017 года административное исковое заявление акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Дельта" удовлетворено, оспариваемые им положения признаны не действующими с 1 января 2017 года.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой г. Москвы и акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "Дельта" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Устанавливая особенности и конкретизируя объекты, в отношении которых налоговая база определяется из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, федеральный и региональный законодатели не исключают исчисление и уплату налогов исходя из фактического использования здания (строения, сооружения) (пункт 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций").
Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (абзац третий подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для включения зданий с кадастровыми номерами 77:09:0003018:1012, 77:09:0003018:1014 в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённый постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в соответствии с актами обследования N 9094016 и N 9094015, составленными 30 марта 2016 года сотрудниками Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Судом установлено, что спорные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003018:1008 с видом разрешённого использования: "эксплуатация зданий и сооружений с целью осуществления научно-производственной деятельности". Данный вид разрешённого использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
По технической документации нежилые здания с кадастровыми номерами 77:09:0003018:1012, 77:09:0003018:1014 представляют собой лабораторные корпуса; функциональное назначение помещений в здании с кадастровым номером 77:09:0003018:1012 - помещения общественного питания, производственные, торговые, учрежденческие, учебно-научные, а в здании с кадастровым номером 77:09:0003018:1014 - производственные, учрежденческие, учебно-научные, лечебно-санитарные.
АО "НПП "Дельта", осуществляющее основную деятельность в указанных зданиях, является предприятием оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, разработчиком неконтактных взрывательных устройств, предназначенных для оснащения артиллерийских и ракетных боеприпасов, используемых всеми видами Вооружённых Сил, оно включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Основная деятельность общества - производство военной продукции, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках выполнения государственного оборонного заказа; деятельность АО "НПП "Дельта" ведётся на основании лицензии, в том числе на разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; в качестве места осуществления научно-производственной лицензируемой деятельности в лицензиях указан адрес: г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18; на предприятии действуют пропускной и внутриобъектный режимы.
В суде первой инстанции административный истец не оспаривал факт сдачи нежилых помещений (не участвующих в основной деятельности предприятия) в спорных зданиях в юридически значимый период под размещение офисов, однако площадь этих помещений составляет менее 20% общей площади здания. В подтверждение указанных обстоятельств административным истцом предоставлены расчёты использования площадей нежилых зданий и поэтажный план с указанием вида использования каждого нежилого помещения.
Суд первой инстанции проверил указанные расчёты площади помещений, используемых для осуществления каждого из видов деятельности в юридически значимые периоды, исследовал реестры договоров и непосредственно договоры аренды, сопоставил цели использования арендуемых помещений с их техническими характеристиками и сведениями арендаторов о фактическом использовании нежилых помещений и пришёл к правильному выводу, что представленные расчёты соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются верными.
Утверждения административного ответчика об использовании АО "НПП "Дельта" 100% площади здания с кадастровым номером 77:09:0003018:1014 и 46,53% площади здания с кадастровым номером 77:09:0003018:1012 для размещения офисов со ссылкой на акты Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 30 марта 2016 года N 9094016 и N 9094015 неубедительны.
Как следует из пояснения инспектора, проводившего обследование, в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 2, расположены помещения режимно-секретного отдела, отдела испытаний, отдела по управлению имуществом, кабинеты административно-управленческого персонала, отдел корпоративных процедур, бухгалтерия, юридический отдел и другие. В здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 6, имеется подвал, занятый техническими помещениями, первый этаж - склады, не связанные с торговлей, помещения, используемые под промышленность и производство, часть первого этажа - помещение автосервиса. На втором этаже расположены помещения офисные и используемые под промышленность и производство. Помещения третьего этажа отнесены к лабораториям и науке. На четвертом и пятом этажах расположены офисы и помещения, используемые под промышленность и производство. Шестой и седьмой этажи занимает административный аппарат общества. Восьмой этаж - технические помещения. При этом инспектор пояснил, что к офисам в корпусах 2 и 6 отнесены кабинеты, оборудованные столом, стулом и компьютером.
Отнесение помещений, занятых службами, вовлечёнными в производственный цикл и обеспечивающими функционирование производственного процесса, к офисам является неправомерным, поскольку не согласуется с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения площадью свыше 20% площади здания используется для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, не связанной с обеспечением производственной деятельности и не являющейся определённым этапом такой деятельности, суду не представлено.
При таких данных, поскольку Правительство Москвы не представило оснований для отнесения зданий с кадастровыми номерами 77:09:0003018:1014, 77:09:0003018:1012 к объектам налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", суд справедливо признал противоречащими федеральному законодательству и не действующими с 1 января 2017 года пункты 20 667, 20 668 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 5-АПГ17-148
Текст определения официально опубликован не был