Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 5-АПГ17-137
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе гаражного кооператива "Марьинский Парк-1" на решение Московского городского суда от 29 августа 2017 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей гаражного кооператива "Марьинский Парк-1" Захарова Н.О. и Смирнова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Федотова П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
гаражный кооператив "Марьинский Парк-1", являясь собственником помещений в здании с кадастровым номером 77:04:0004026:1093, расположенного по адресу: г. Москва, Мячковский бул., д. 23, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 1 января 2015 года пункта 3249 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, с 1 января 2016 года пункта 4519 данного перечня, в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП, от 6 декабря 2016 года N 828-ПП и с 1 января 2017 года пункта 12969 названного перечня, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заявление мотивировано тем, что данный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в оспариваемые пункты Перечня противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 29 августа 2017 года в удовлетворении административного искового заявления гаражного кооператива "Марьинский Парк-1" отказано.
В апелляционной жалобе гаражный кооператив "Марьинский Парк-1" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой г. Москвы, Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 кв.м и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в редакции Закона города Москвы от 26 ноября 2014 года N 56).
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" из пункта 1 статьи 1.1 исключена фраза - "общей площадью свыше 3000 кв. метров".
Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в указанных пунктах. Одним из таких условий является расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с определённым видом разрешённого использования. В случае если вид разрешённого использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации такой объект признаётся административно-деловым центром, если же предусматривается размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то такой объект считается торговым центром (комплексом).
Из материалов дела усматривается, что спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0004023:97 и видом разрешенного использования, установленным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 2939 от 22 июня 2009 года "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004023:97", - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3); земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания (1.2.5).
Здание включено в оспариваемые пункты Перечня на основании критерия, установленного пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", то есть по виду разрешённого использования земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд исходил из того, что поскольку здание с кадастровым номером 77:04:0004026:1093 расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение на нём объектов бытового обслуживания, то оно правомерно включено в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП по названному выше критерию.
Не умаляя вывод суда о том, что в кадастровом паспорте одним из видов разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, является: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания (1.2.5)", судебная коллегия учитывает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы гаражного кооператива "Марьинский Парк-1" имелось вступившее в законную силу постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2017 года, которым установлено, что указанный вид разрешённого использования земельного участка установлен Департаментом городского имущества г. Москвы необоснованно, в связи с чем на него возложена обязанность исключить из числа видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004023:97, расположенного по адресу: г. Москва, Мячковский бул., вл. 23, вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания (1.2.5)" с момента его установления.
При таких данных оснований полагать, что здание с кадастровым номером 77:04:0004026:1093 включено в оспариваемый перечень на 2015, 2016 и 2017 годы по критерию, установленному пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" обоснованно, не имеется.
Учитывая, что иных доказательств правомерности включения названного здания в Перечень по иным критериям административным ответчиком не представлено, Судебная коллегия полагает, что требования гаражного кооператива "Марьинский Парк-1" о признании не действующим с 1 января 2015 года пункта 3249 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, с 1 января 2016 года пункта 4519 данного перечня, в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП, от 6 декабря 2016 года N 828-ПП и с 1 января 2017 года пункта 12969 названного перечня, в редакции постановлений Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 29 августа 2017 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявленные гаражным кооперативом "Марьинский Парк-1" требования удовлетворить.
Признать не действующим с 1 января 2015 года пункт 3249 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Признать не действующим с 1 января 2016 года пункт 4519 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 17 мая 2016 года N 252-ПП, от 26 июля 2016 года N 456-ПП, от 6 декабря 2016 года N 828-ПП.
Признать не действующим с 1 января 2017 года пункт 12969 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве, а также размещению на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" mos.ru и опубликованию в печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 5-АПГ17-137
Текст определения официально опубликован не был