Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 45-АПГ17-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 21 августа 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление производственной артели старателей "Южно-Заозёрский прииск" о признании недействующим пункта 310 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 927-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Свердловской области Кашиной М.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
производственная артель старателей "Южно-Заозёрский прииск", являясь собственником здания, с кадастровым номером 66:50:0000000:4811, обратилась в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия пункта 310 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 927-ПП.
Заявление мотивировано тем, что данный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в оспариваемый пункт Перечня противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Свердловского областного суда от 21 августа 2017 года административное исковое заявление производственной артели старателей "Южно-Заозёрский прииск" удовлетворено, оспариваемый пункт 310 перечня признан не действующим с момента его принятия.
В апелляционной жалобе Правительство Свердловской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Свердловской области и производственной артелью старателей "Южно-Заозёрский прииск" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 1-1 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещения в них (подпункт 1 статьи 1-1).
Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в указанных пунктах. Одним из таких условий является расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с определённым видом разрешённого использования. В случае если вид разрешённого использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации такой объект признаётся административно-деловым центром, если же предусматривается размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то такой объект считается торговым центром (комплексом).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции правильно руководствовался приведёнными выше положениями и пришел к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком, на которого частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для включения спорного здания в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером 66:50:0000000:4811.
Как следует из материалов дела, здание общей площадью 5 992 кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:50:0510013:137, в отношении которого вид разрешенного использования установлен как - "для размещения производственно-административного здания артели".
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Каких-либо иных доказательств, достоверно свидетельствующих о законности включения здания с кадастровым номером 66:50:0000000:4811 в оспариваемый пункт Перечня, суду не представлено. Акт обследования фактического использования объекта недвижимости от 24 июля 2017 года, составленный после включения здания в Перечень, таким доказательством не является. При этом в здании (что не оспаривалось сторонами по делу) размещается заводоуправление, в нём оборудованы рабочие места сотрудников предприятия, обеспечивающие осуществление производственного процесса артели старателей "Южно-Заозёрский прииск".
Таким образом, поскольку Правительство Свердловской области не представило оснований для отнесения здания с кадастровым номером 66:50:0000000:4811 к объектам налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", суд справедливо признал противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента принятия пункт 310 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 927-ПП.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 45-АПГ17-22
Текст определения официально опубликован не был