Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 20.06. 2017 г. N 414
Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения репродуктивных планов населения
I. Цели и задачи наблюдения
Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения (далее - наблюдение) проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и "инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946), а также плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Наблюдение организуется в целях получения статистической информации, отражающей изменения в репродуктивном поведении населения и взаимоотношений в семье.
Задачей проведения наблюдения является получение статистической информации о состоянии фертильности, распространенности абортов и использовании контрацепции, позволяющей обеспечить возможность оценки существующих программ и разработки новых стратегий в области народонаселения, изучить социально-демографические факторы, влияющие на уровень рождаемости в России.
Уровень представительности результатов наблюдения - по Российской Федерации, городской и сельской местности, отдельным социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.
Результаты наблюдения могут быть использованы для разработки и оценки эффективности мер по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
II. Основные методологические положения подготовки проведения наблюдения
2.1. Общие положения
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 выборочное наблюдение репродуктивных планов населения основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих в городских и сельских населенных пунктах, проводится один раз в пять лет, начиная с 2012 года. В 2012 году наблюдением было охвачено 10 тысяч домохозяйств в 30 субъектах Российской Федерации. Начиная с 2017 года опрос проводится во всех субъектах Российской Федерации, с охватом 15 тыс. домашних хозяйств.
2.2. Единица наблюдения
Единицей наблюдения является частное домашнее хозяйство*(1) (далее - домохозяйство) и члены домохозяйства.
Домохозяйство*(2) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства*(3).
Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Членами домохозяйства для целей проведения наблюдения признаются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства. Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса. Опрашивается один из членов домохозяйства, женщина в возрасте 18-44 года или мужчина в возрасте 18-60 лет.
2.3. Применение выборочного метода
Наблюдение проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по населению страны в целом и по основным социально-демографическим группам населения (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).
Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.
Основой формирования выборочной совокупности для обследования репродуктивных планов населения в соответствующих субъектах Российской Федерации служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года.
При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домохозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разработанной методологии.
2.4. Программа наблюдения
Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лица, входящего в состав домохозяйства - члена домохозяйства), подлежащих регистрации в процессе проведения опроса членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.
Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения о домохозяйствах и членах домохозяйств по следующим тематическим блокам:
|
Информация, собираемая на уровне: |
|
домохозяйства в целом |
члена домохозяйства (женщина в возрасте 18-44 года или мужчина в возрасте 18-60 лет) |
|
Состав домашнего хозяйства |
+ |
|
Идентификация лиц домохозяйства определенного возраста для отбора методом случайной выборки одного респондента в каждом домашнем хозяйстве, подходящего для индивидуального интервью |
+ |
|
Демографические характеристики (пол, возраст, уровень образования) |
+ |
+ |
Брак |
|
+ |
Рождение детей |
|
+ |
Мотивы рождения детей |
|
+ |
Помощь семьям с детьми |
|
+ |
Жизненные цели и |
|
+ |
Условия жизни |
|
+ |
Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается в установленном порядке совместно с представителями научных организаций (экспертами), владеющими соответствующими знаниями и опытом в области демографии, процессов подлежащих наблюдению, специалистами министерств и ведомств, определенных ответственными за реализацию демографической политики страны, а также профильных управлений Росстата (далее - эксперты).
В рамках наблюдения обеспечивается получение информации о количестве рожденных детей и их очередности рождения, мотивах рождения детей, желаемом и ожидаемом числе рождений (детей), и репродуктивных планах населения на основе данных, относящихся к определенной дате, периоду времени (жизни) или наблюдаемые в течение года проведения наблюдения.
Разработка и утверждение инструментария выборочного наблюдения проводится специалистами Росстата. Инструментарий выборочного наблюдения состоит из следующего:
Вопросник для домохозяйства (форма N 1 - репродуктивные планы);
Индивидуальный вопросник (форма N 2 - репродуктивные планы);
Указания по заполнению вопросников наблюдения.
2.5. Метод сбора сведений при проведении наблюдения
Наблюдение осуществляется на основе личного опроса интервьюером одного из членов домохозяйства определенного возраста (респондента, отобранного специальным методом) по месту его проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Опросы респондентов проводятся с использованием электронных вопросников, реализованных в программном обеспечении, установленном на планшетных компьютерах. Электронные вопросники, разработаны на основании специальных форм федерального статистического наблюдения, содержащих конкретные формулировки вопросов для респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (далее - Вопросники) и указаний по их заполнению, а также формальные и логические контроли.
Опросы респондентов и заполнение электронных Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, производится со слов члена домохозяйства (лица), способного дать полные свдения о составе домохозяйства.
Опрос респондента проводится специально обученными - интервьюерами на условиях добровольного согласия респондента принять участие в наблюдении.
Первичные статистические данные, полученные от респондента и записанные интервьюером в Вопросники, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Разработка и утверждение Вопросников и указаний по их заполнению производится Росстатом в установленном порядке.
При проведении наблюдения личному опросу подлежат респонденты в возрасте: женщины 18-44 года или мужчины 18-60 лет, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья.
2.6. Период проведения наблюдения
Периодом проведения наблюдения принято считать период времени, в течение которого осуществляется сбор первичных статистических данных от респондентов, включая обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов.
Проведение наблюдения осуществляется в сроки, предусмотренные Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения, утверждаемым для каждого года проведения наблюдения.
III. Основные организационные положения подготовки и проведения наблюдения
Сбор сведений, их обработка и формирование официальной статистической информации наблюдения, проводимого путем опроса респондентов, осуществляется на основании официальной статистической методологии.
3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ
Пунктом 2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г. N 32045) (далее - приказ Росстата от 14 марта 2014 г. N 188) определены следующие уровни организации наблюдения: федеральный, территориальный и полевой.
3.1.1. На федеральном уровне (управление центрального аппарата Росстата) выполняются следующие функции:
1. Разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов наблюдения:
разработка методологических и организационных положений наблюдения;
организация работы с экспертами по вопросам формирования программы наблюдения;
разработка статистического инструментария наблюдения;
разработка Программы итогов (регламентных и публикационных таблиц) наблюдения;
разработка Плана размещения объема выборочной совокупности домашних хозяйств по субъектам Российской Федерации, по городской и сельской местности.
2. Координация, планирование работ по проведению наблюдения и контроль подготовки, проведения и подведения итогов наблюдения:
разработка Календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах для подготовки и проведения наблюдения на территориальном и полевом уровнях;
оказание консультативной помощи специалистам территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (далее - территориальные органы Росстата) и физическим лицам, привлекаемым к сбору и обработке первичных данных на территориальном и полевом уровнях*(2) (далее - привлекаемые лица), в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Разработка технологии и организация автоматизированной обработки получения информации наблюдения и подведения его итогов:
организация разработки специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата для автоматизированной обработки первичных статистических данных и подведение итогов наблюдения;
разработка инструктивных документов по подготовке, проведению, автоматизированной обработке и подведению итогов наблюдения;
организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения и подведение итогов.
4. Формирование официальной статистической информации, ее опубликование, хранение материалов:
официальное опубликование результатов наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Росстата);
публикация по итогам наблюдения систематизированной статистической информации в виде публикационных таблиц для размещения на Интернет-сайте Росстата;
хранение официальной статистической информации - статистических таблиц (основных) по итогам наблюдения по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации и другим уровням представительности результатов наблюдения в электронном виде.
5. Подготовка материалов, разъясняющих цели проведения наблюдения.
6. Организация обучения специалистов Росстата, руководителей и специалистов территориальных органов Росстата:
разработка обучающих программ для всех категорий персонала;
участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения, его материально-техническое обеспечение.
7. Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.
8. Организация финансового и материально-технического обеспечения наблюдения:
обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;
централизованное доведение до территориального уровня инструментария наблюдения;
централизованное доведение до территориального уровня программного обеспечения и инструкции по установке электронных Вопросников на планшетные компьютеры;
централизованное изготовление и доведение до территориального уровня удостоверений для обеспечения привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
централизованная закупка и доведение до территориального уровня материально технических средств для фиксации данных, в том числе канцелярских товаров и обеспечения ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровня.
9. Мониторинг хода выполнения работ по проведению наблюдения.
В центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики ответственность за выполнение работ и функций определяется руководителем Федеральной службы государственной статистики.
На федеральном уровне предусмотрено привлечение физических лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением наблюдения (эксперт, специалист*(4)).
3.1.2. На территориальном уровне территориальными органами Росстата выполняются следующие функции:
1. Подготовка и проведение в субъектах Российской Федерации наблюдения в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией:
разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке к проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов.
2. Координация и организация работ по подготовке и проведению наблюдения в субъектах Российской Федерации, контроль подготовки и проведения наблюдения:
подбор кандидатур и заключение контрактов с лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, к выполнению работ, связанных со сбором первичных статистических данных на полевом уровне (интервьюеры) и их обработкой на территориальном уровне (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля*(5)) (далее - привлекаемые лица);
комплектование инструментария наблюдения, канцелярских товаров и средств материально-хозяйственного и технического назначения (планшетных компьютеров) и обеспечение ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровня;
обеспечение деятельности привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;
сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов (заполненных электронных Вопросников) и материально-технических средств (планшетных компьютеров), отчетов от интервьюеров;
централизованная загрузка первичной информации в ПК РПН-2017 на сервера федерального уровня для прохождения формального и логического контролей;
приемка результатов и выплата вознаграждения привлекаемым лицам территориального и полевого уровней;
мониторинг проведения и автоматизированной обработки материалов;
подготовка итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и предложений по совершенствованию основных организационных положений наблюдения.
3. Организация на полевом уровне участков проведения наблюдения, подбор привлекаемых лиц, контроль за их работой:
организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за интервьюерами (участки наблюдения);
разработка и утверждение графика проведения контрольных мероприятий;
разработка и утверждение графика сдачи-приемки материалов наблюдения от интервьюеров.
4. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.
5. Взаимодействие с органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных.
6. Обучение специалистов территориального органа Росстата и привлекаемых лиц:
организация, проведение и участие в работе семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;
проведение обучения привлекаемых лиц.
7. Хранение материалов наблюдения, обеспечение соблюдения конфиденциальности полученных данных и их защиты от несанкционированного доступа.
На территориальном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку материалов наблюдения являются территориальные органы Росстата. Выполнение работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа Росстата (или лицом его замещающим).
На территориальном уровне предусмотрены следующие категории привлекаемых лиц:
- бригадиры-инструкторы территориального уровня;
- инструкторы территориального уровня;
- операторы формального и логического контроля.
3.1.3. На Полевом уровне выполняются следующие функции:
1. Подготовка и проведение наблюдения в субъектах Российской Федерации:
прохождение интервьюерами обучения по очной форме;
формирование графика посещений домохозяйств для проведения опросов.
2. Сбор первичных статистических данных наблюдения путем опроса респондентов с применением планшетных компьютеров, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий:
сбор первичных статистических данных путем посещения домохозяйств и проведения опроса члена домохозяйства (респондента), заполнение электронного Вопросника для домохозяйства и определение члена домохозяйства, подлежащего опросу, опрос его по Индивидуальному вопроснику;
оказание содействия бригадиру-инструктору территориального уровня и инструкторам территориального уровня при проведении контрольных мероприятий.
3. Контроль заполненных электронных Вопросников, сдача материалов выборочного наблюдения, в том числе материально-технических средств (планшетных компьютеров) интервьюерами на региональный уровень по окончании работ в установленном порядке.
4. Подведение итогов наблюдения, формируемых на полевом уровне, в виде отчета о выполненной работе, и передача его на территориальный уровень.
На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется интервьюерами.
3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
Устанавливаются следующие этапы статистического наблюдения:
- подготовительный;
- проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов;
- выгрузки первичной информации с планшетных компьютеров и централизованная загрузка на сервера федерального уровня;
- автоматизированной обработки на территориальном уровне;
- выверки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, подготовки к архивному хранению материалов.
3.2.1. Подготовительный этап
Подготовительный этап включает выполнение следующих работ:
1. Разработка:
1.1. Планов организации и проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ:
- календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
- плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения;
- организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.
Организационный план-график по подготовке и проведению наблюдения на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальным органом Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровне, сроками, установленными в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.
1.2. Официальной статистической методологии, федеральных форм статистического наблюдения и статистического инструментария:
- разработка Основных методологических и организационных положений наблюдения;
- разработка проектов Вопросника для домохозяйства, Индивидуального вопросника и указаний по их заполнению.
Инструментарий наблюдения состоит из Вопросников и Указаний по подготовке и проведению наблюдения.
1.3. Программ обучения специалистов Росстата, территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального и полевого уровней, тестирования полученных знаний.
1.4. Средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровня за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.
1.5. Программного обеспечения по формированию выборочной совокупности домохозяйств, автоматизированной обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации.
2. Составление списков изучаемых объектов наблюдения и определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней.
Составление списков изучаемых объектов наблюдения и определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней основывается на Плане размещения выборочной совокупности домохозяйств разрабатываемого Росстатом на основе отбора счетных участков в городских и сельских населенных пунктах и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них.
Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц территориального и полевого уровней по субъектам Российской Федерации устанавливается в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и средней нормы нагрузки соответствующей категории привлекаемых лиц.
Подбор, сроки привлечения и оформление договорных отношений с привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней.
Подбор привлекаемых лиц территориального и полевого уровней и оформление договорных отношений с ними осуществляется территориальным органом Росстата.
Продолжительность привлечения привлекаемых лиц составляет:
территориальный уровень: |
|
бригадир-инструктор территориального уровня |
60 календарных дней; |
инструктор территориального уровня |
45 календарных дней; |
оператор формального и логического контроля |
9 календарных дней; |
полевой уровень: |
|
интервьюер |
18 календарных дней. |
Периоды привлечения и условия выплаты вознаграждения привлекаемым лицам определяются в установленном порядке.
3. Организацию проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ,
4. Организацию централизованной передачи массива первичной информации с регионального уровня на федеральный, автоматизированной обработки первичных данных, выверка и подведение итогов Выборочного наблюдения.
5. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.
В целях обеспечения выполнения работ по проведению наблюдения территориальные органы Росстата, на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления по следующим направлениям:
проведение информационно-разъяснительной работы;
обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.
Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения.
6. Финансовое и материально-техническое обеспечение наблюдения.
Финансирование наблюдения осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Лимиты бюджетных обязательств доводятся в территориальные органы Росстата в установленном порядке.
Материально-техническое обеспечение наблюдения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых в установленном порядке.
Привлекаемым лицам территориального (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.
Привлекаемые лица территориального и полевого уровней обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями, а также материально-техническими средствами (планшетными компьютерами с установленными электронными Вопросниками).
Обеспечение канцелярскими принадлежностями, инструментарием наблюдения, материально-техническими средствами (планшетными компьютерами с установленными электронными Вопросниками) производится в объемах, утвержденных в установленном порядке.
Территориальным органам Росстата при проведении обучения и в период проведения наблюдения (опросов домохозяйств, контрольных мероприятий, сдачи материалов наблюдения) рекомендуется возместить следующие расходы привлекаемым лицам:
а) бригадир-инструктор территориального уровня и инструктор территориального уровня:
- проезд до места обучения и обратно;
- проезд до места проведения контрольных мероприятий и обратно;
- проживание по месту проведения контрольных мероприятий (не более 2-х дней) и проезд до него и обратно;
в случае привлечения инструктора территориального уровня за пределами центра субъекта Российской Федерации:
- проживание по месту обучения и проезд до него и обратно;
б) интервьюерам:
- проживание по месту обучения, проезд до него и обратно;
- проезд до места проживания обследуемых домохозяйств и обратно за весь период проведения опросов;
- проживание по месту сдачи материалов наблюдения (планшетного компьютера с заполненными электронными Вопросниками, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опросов, удостоверения), проезда до него и обратно.
Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышесказанных мероприятий, не может превышать объема доведенных территориальным органам Росстата лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
7. Организацию обучения специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц.
Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального (бригадиры-инструкторы территориального уровня и инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней, проводится в три этапа.
На первом этапе проводится обучение специалистов территориальных органов Росстата. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.
Обучение организуется централизованно с участием представителей территориальных органов Росстата от каждого субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направления для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение 2-х рабочих дней.
На втором этапе проводится обучение бригадиров-инструкторов территориального уровня и инструкторов территориального уровня и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется и проводится по очной форме каждым территориальным органом Росстата.
Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственного за подготовку и проведение наблюдения на территориальном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах.
Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе (тестирование). Обучение проводится в течение 2-х рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.
3.2.2. Этап проведения статистического наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов
Этап проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов включает выполнение следующих работ:
1. Сбор первичных статистических данных наблюдения, проводимый путем опроса респондентов, и заполнение интервьюерами электронных форм наблюдения.
Для проведения опроса по программе наблюдения интервьюер посещает домохозяйства, подлежащие опросу в данном обследовании, в сроки установленные Росстатом для проведения данного выборочного наблюдения. Сбор первичных статистических данных и заполнение электронных Вопросников проводится интервьюером в течение 14 календарных дней.
Домохозяйствам, согласившимся принять участие в наблюдении, интервьюер предоставляет принадлежности для фиксации данных с логотипом Федеральной службы государственной статистики.
Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Указаниями по подготовке и проведению Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения. Основными разделами данных Указаний являются: порядок заполнения электронных Вопросников; порядок сбора, загрузки и проверки (формально-логический контроль) сведений, полученных интервьюером на полевом уровне, порядок подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке (на полевом и территориальном уровне); порядок проведения контрольных мероприятий; порядок сдачи-приемки материалов и материально-технических средств наблюдения, в том числе планшетных компьютеров.
2. Проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности учета объектов наблюдения и правильности заполнения Вопросников.
На территориальном уровне проводятся мероприятия по оказанию консультативной и методологической помощи дистанционно и с непосредственным выездом в территориальные органы Росстата по следующим направлениям:
по порядку и срокам выполнения работ в соответствии с утвержденным Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
по выполнению программы наблюдения, полноты и правильности заполнения электронных Вопросников;
по вопросам выполнения графиков проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения;
по порядку и срокам составления отчетов, предусмотренных Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения.
На полевом уровне для обеспечения полноты и правильности собранных от респондентов первичных статистических данных проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения электронных Вопросников.
Контрольные мероприятия осуществляются как специалистами территориальных органов Росстата, так и привлекаемыми лицами (бригадирами-инструкторами территориального уровня и инструкторами территориального уровня) в период (или после) проведения опросов населения интервьюерами. Проведение контрольных мероприятий осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения.
В ходе контрольных мероприятий производится:
сверка адресов фактически посещаемых домохозяйств и адресов домохозяйств, участвующих в обследовании репродуктивных планов населения;
наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);
проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации);
выявление факта участия в обследовании (выборочно в 10-15 домохозяйствах, в которых завершён опрос, по телефону).
Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.
По итогам контрольных мероприятий составляется Акт по результатам проверки работы интервьюера.
3. Сдачу-приемку заполненных Вопросников, отчета интервьюера о выполненной работе и контроль их заполнения.
Сдача-приемка заполненных Вопросников и отчета интервьюера о выполненной работе производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком приема работ, утверждаемым территориальным органом Росстата.
Сдача результатов работ и планшетных компьютеров производится интервьюерами по окончании работ с выездом в территориальный орган Росстата.
При сдаче-приемке заполненных электронных Вопросников, перед централизованной загрузкой результатов на сервера федерального уровня, на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе формально-логического контроля.
3.2.3. Этап обработки полученной информации, подведение итогов, их официального опубликования, хранения материалов наблюдения
Этап обработки полученных первичных статистических данных, подведение итогов, их официального опубликования, хранения материалов включает выполнение следующих работ:
автоматизированную обработку полученных первичных статистических данных и подведение итогов наблюдения с использованием программного обеспечения, разработанного в соответствии экономическим описанием;
защиту первичных статистических данных и иной информации ограниченного доступа;
формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения и их распространение.
Для автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения используются предусмотренное п. 3 раздела 3.1.1 настоящих основных методологических и организационных положений наблюдения специализированное программное обеспечение информационно-вычислительной системы Росстата.
Автоматизированная обработка полученных первичных статистических данных производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки (доработки) специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата на выполнение работ по автоматизированной обработке первичных статистических данных и получению итогов наблюдения.
Функции автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных наблюдения осуществляются на территориальном и федеральном уровнях.
На территориальном уровне осуществляется централизованный ввод на сервер федерального уровня первичных статистических данных с электронных носителей, формальный и логический контроль первичных статистических данных, мониторинг ввода первичных статистических данных, с использованием представленного Росстатом специализированного программного обеспечения.
Работы по автоматизированной обработке первичных статистических данных на территориальном уровне выполняются привлекаемыми лицами (операторами формального и логического контроля).
На федеральном уровне:
а) мониторинг хода автоматизированной обработки;
б) проведение повторного формального и логического контроля первичных статистических данных, полученных с территориального уровня;
в) формирование первичного информационного фонда;
г) ведение нормативно-справочной информации;
д) автокоррекция и импутация данных наблюдения;
е) формирование единой базы первичных статистических данных (сводного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;
ж) расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки;
з) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц;
и) подготовка баз микроданных к размещению в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата.
Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в Вопросниках, определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
При автоматизированной обработке материалов наблюдения соблюдаются меры по защите информации от несанкционированного доступа.
В целях формирования официальной статистической информации на основе итогов наблюдения, а также расширения форм взаимодействия с внешними пользователями статистической информации на федеральном уровне осуществляется:
- описание набора данных наблюдения для размещения в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата;
- распространение данных (статистические таблицы, база микроданных, метаданные для размещения на Интернет-сайте Росстата);
Публикация баз микроданных сопровождается описанием метаданных, а также размещением на Интернет-сайте Росстата агрегированных данных (статистических таблиц по итогам наблюдения).
Срок хранения сформированного информационного фонда Выборочного наблюдения, включая электронный вид заполненных вопросников, осуществляется до следующего Выборочного наблюдения.
______________________________
*(1) За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
*(2) Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
*(3) В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года.
*(4) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне, приведено исключительно для целей проведения настоящего наблюдения.
*(5) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровне, приведено исключительно для целей проведения настоящего наблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.