Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2018 г. N 15-2/В-3321
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 ноября 2018 г. N 15-08/83244, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вопрос оплаты медицинских осмотров в сфере трудовых отношений урегулирован законодательством Российской Федерации,
В соответствии с абзацем 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Статьей 213 ТК РФ определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. К ним относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.
Установленные статьей 213 ТК РФ медицинские осмотры работников проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н.
Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время, которое оплачивается, исходя из среднего заработка по месту работы.
Таким образом, проведение обязательных медицинских осмотров, предусмотренных статьей 213 ТК РФ, является обязанностью работодателя. В этой связи прохождение обязательного медицинского осмотра за счет средств работника является нарушением действующего законодательства.
Дополнительно сообщаем, что Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, в том числе, в случае, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статьи 210, 219).
В соответствии со статьей 219 ТК РФ определено, что размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ (часть 2 статьи 219 ТК РФ).
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя (часть 3 статьи 219 ТК РФ).
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (часть 4 статьи 219 ТК РФ).
С учетом изложенного представляется, что оплата проводимых за счет средств работодателя медицинских осмотров работников не может рассматриваться в качестве компенсации.
Одновременно сообщаем, что письмо Департамента не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента на отдельный заданный вопрос организации.
Заместитель директора |
Т.М. Жигастова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.