Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 25 января 2018 г. N 51/2
на проект федерального закона N 887000-6 "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об отдельных вопросах применения международных договоров о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Настоящим законопроектом предлагается ратифицировать подписанный 21 октября 2014 года в городе Минске Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об отдельных вопросах применения международных договоров о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти (далее - Протокол).
В настоящее время порядок уплаты (взыскания), возврата вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь определен Соглашением о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения при вывозе нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь уплаченные (взысканные) суммы вывозных таможенных пошлин, пеней перечисляются уполномоченным органом Республики Беларусь в бюджет Российской Федерации в полном объеме.
В указанное Соглашение уже вносились изменения, направленные на перераспределение уплаченных (взысканных) сумм вывозных таможенных пошлин, пеней, согласно которым вывозные таможенные пошлины, пени зачисляются в бюджет Республики Беларусь в сумме до 1,5 млрд, долларов США начиная с 2015 года (проект федерального закона N 886988-6 о ратификации соответствующего Протокола был внесен в Государственную Думу одновременно с данным законопроектом).
Настоящим Протоколом предусматривается зачисление в бюджет Республики Беларусь уплаченных (взысканных) сумм вывозных таможенных пошлин, пеней при вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года в полном объеме.
В соответствии со статьей 6 документ временно применяется через 60 дней с даты подписания и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур.
Протокол не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе.
Исходя из представленных документов, принятие федерального закона о ратификации настоящего Соглашения не повлечет за собой изменений в российском законодательстве.
В соответствии с предоставленным Правительством финансово-экономическим обоснованием реализация Протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, однако с 1 января 2015 года сократит его доходную часть на сумму уплаченных (взысканных) вывозных таможенных пошлин, пеней, в рамках исполнения Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ратифицированным Федеральным законом от 19 октября 2011 года N 281-ФЗ (далее - Соглашение).
По информации Комитета по бюджету и налогам, который является соисполнителем по данному законопроекту, - Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" были предусмотрены доходы федерального бюджета от вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), уплаченных в соответствии с Соглашением в размере 42,68 млрд, рублей.
В связи с рассматриваемым Протоколом, поступление доходов федерального бюджета от взимания вывозных таможенных пошлин, уплаченных в соответствии с Соглашением, в 2015 году не ожидалось.
Соответствующие изменения в федеральный бюджет и структуру его доходов внесены Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Тем не менее, при реализации Соглашения в начале 2015 года в бюджет Российской Федерации поступило 5,91 млн. рублей по итогам предыдущих периодов.
Соответствующее изменение параметров федерального бюджета, учитывающих указанное поступление, предусмотрено проектом федерального закона N 898585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенным в Государственную Думу 10 октября 2015 года.
Настоящий законопроект был рассмотрен в комитетах, комиссии Государственной Думы и фракциях Государственной Думы. Назначенные Советом Государственной Думы соисполнителями - Комитет Государственной Думы по энергетике и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживают ратификацию.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по представленному проекту федерального закона замечаний не имеет. При этом отмечает, что внесение Протокола от 21 октября 2014 года на ратификацию в Государственную Думу осуществлено с нарушением требований пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (нарушение шестимесячного срока временного применения).
Кроме того, в статье 2 ратифицируемого Протокола используется термин "таможенная территория Таможенного союза". Однако в настоящее время в соответствии со статьями 2 и 25 Договора о Евразийском экономическом союзе "таможенный союз" является формой торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающей единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союза). В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года) используется термин "таможенная территория Союза".
Протокол ратифицирован Парламентом Республики Беларусь в апреле 2015 года
В соответствии с вышеизложенным, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об отдельных вопросах применения международных договоров о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти.
Первый заместитель |
К.Ф. Затулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.