31 марта 2005 г., 28 июня, 27 сентября 2007 г.
Новосибирский областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2004 - 2008 годы" (прилагается).
2. Администрации области ежеквартально информировать областной Совет депутатов о ходе выполнения указанной программы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Постановлением сорок первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 марта 2005 г. в настоящую программу внесены изменения
Областная целевая программа
"Государственная поддержка малого предпринимательства
в Новосибирской области на 2004 - 2008 годы"
(утв. постановлением 24 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г.)
31 марта 2005 г., 28 июня, 27 сентября 2007 г.
Постановлением шестнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 сентября 2007 г. N 179 в паспорт настоящей программы внесены изменения
1. Паспорт
Наименование Программы Областная целевая программа "Государственная
поддержка малого предпринимательства в
Новосибирской области на 2004-2008 годы"
(далее - Программа)
Наименование, дата и номер Федеральный закон от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О
нормативного акта о государственной поддержке малого
разработке Программы предпринимательства в Российской Федерации";
Закон Новосибирской области от 19.12.97 г.
N 90-ОЗ "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Новосибирской области"
Государственный заказчик Департамент развития промышленности и
предпринимательства Новосибирской области
Программы
Исполнитель Программы Департамент развития промышленности и
предпринимательства Новосибирской области
Руководитель Программы Руководитель департамента развития
промышленности и предпринимательства
Новосибирской области
Основные разработчики Департамент развития промышленности и
Программы предпринимательства администрации области.
Цель и задачи Программы, Цель - создание благоприятных экономических,
важнейшие целевые правовых и организационных условий для
показатели развития и территориального выравнивания
потенциала развития малого
предпринимательства в Новосибирской области.
Задачи:
совершенствование нормативно-правовой
базы государственной поддержки малого
предпринимательства;
развитие кредитно-финансовых механизмов и
внедрение финансовых технологий,
направленных на развитие малого
предпринимательства;
расширение круга субъектов малого
предпринимательства, в т.ч. в
производственной сфере;
обеспечение подготовки кадров для
деятельности в сфере малого
предпринимательства;
поддержка выставочно-ярмарочной
деятельности, продвижение продукции
субъектов малого предпринимательства на
региональные, межрегиональные и международные
рынки;
Важнейшие целевые показатели:
количество занятых в сфере малого
предпринимательства в процентном отношении от
всего работающего населения области;
общий объем продукции (работ, услуг),
произведенной организациями, являющимися
субъектами малого предпринимательства;
объем инвестиций в основной капитал
организаций, являющихся субъектами малого
предпринимательства.
Сроки реализации Программы 2004-2008 годы.
Исполнители основных Департамент развития промышленности и
мероприятий предпринимательства администрации области;
Государственное учреждение "Новосибирский
областной фонд поддержки малого
предпринимательства".
Объемы Всего Источники финансирования
финансирования (млн. руб.)
(с расшифровкой 89,18 из
по годам и них:
источникам) 4,0 Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства (ФФПМП)
(на условиях софинансирования)
60,28 областной бюджет
24,90 средства Новосибирского областного
фонда поддержки малого
предпринимательства (далее -
НОФПМП)
(на условиях софинансирования)
в том числе:
2004 г.
4,0 ФФПМП
5,998 областной бюджет
7,7 средства НОФПМП
2005 г.
8,0 областной бюджет
8,6 средства НОФПМП
2006 г.
13,0 областной бюджет
8,6 средства НОФПМП
2007 г.
15,0 областной бюджет
2008 г.
18,282 областной бюджет
Ожидаемые конечные В результате реализации Программы (к концу
результаты 2008 года):
увеличение количества занятых в сфере
малого предпринимательства до 20 % от всего
работающего населения области;
увеличение выручки (нетто) от продажи
товаров, работ, услуг (без НДС и акцизов и
аналогичных обязательных платежей), произведенных
организациями, являющимися субъектами малого
предпринимательства, в два раза по сравнению
с 2003 г.;
увеличение инвестиций в основной капитал
организаций, являющихся субъектами малого
предпринимательства, до 2,5 млрд. руб.
Сумма финансовых затрат на
разработку проекта -
Программы и источники их
финансирования
2. Общие положения
Сфера действия Программы: социально-экономическая.
Объект Программы: субъекты малого предпринимательства Новосибирской области.
Предмет регулирования Программы: комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития и поддержки субъектов малого предпринимательства на региональном уровне.
Малое предпринимательство - элемент рыночной структуры, форма организации производственной и непроизводственной деятельности.
В целях настоящей программы под субъектами малого предпринимательства понимаются:
- коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек; сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
- физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), Законом Новосибирской области от 19.12.97 г. N 90-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Новосибирской области", Законом Новосибирской области от 15 июня 2000 г. N 100-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", а также Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением главы администрации области от 27.01.1999 г. N 43.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В России основной причиной становления и развития малого предпринимательства явились экономические и политические кризисы, приведшие к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращению рабочих мест и, как следствие, повышению уровня безработицы. Малое предпринимательство способствовало, прежде всего, эффективному решению проблемы обеспечения занятости населения путем создания новых рабочих мест.
Малое предпринимательство показало себя как эффективная форма организации производственной и непроизводственной деятельности и на сегодняшний день занимает существенную долю в рыночной структуре, является одним из ее важных элементов. Кроме того, малое предпринимательство содействует развитию конкурентоспособности (либо путем использования ценовых преимуществ, либо путем повышения качества, новизны производимой продукции).
По данным за 2003 год на территории Новосибирской области действовало 26732 малых предприятия (3% от числа малых предприятий России и 76,6% от действующих предприятий Новосибирской области). В расчете на 1000 человек постоянного населения Новосибирской области приходится в среднем 34,5 субъектов малого предпринимательства.
На малых предприятиях по итогам 2003 года работало на постоянной основе 143240 человек (16% занятых на предприятиях всех отраслей экономики области). Постоянно работали в промышленности и строительстве 34,6% от общего числа постоянно работающих на малых предприятиях, в торговле и общественном питании - 41,8%.
В 2003 г. на малые предприятия привлечено на условиях вторичной занятости 20352 человека, что составляет 14,2% от штатного состава.
Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в этот период занималось 69968 человек.
Всего в 2003 году в сфере малого предпринимательства было занято 22,2% трудоспособного населения области (с учетом временно занятых).
Сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Малое предпринимательство в производственной отрасли и в инновационной сфере развивается не в достаточной мере.
Динамика развития малого предпринимательства показывает, что после бурного роста 1990-1995 гг., за последние несколько лет рост числа малых предприятий и занятых на них, рост числа индивидуальных предпринимателей был незначительным.
Основным сдерживающим фактором развития малого предпринимательства является проблема недостатка у субъектов малого предпринимательства собственных финансовых средств, как на стадии становления, так и на стадии дальнейшего развития. Причины этой проблемы заключаются в сложной процедуре получения банковских кредитов и высоких процентах за кредит, неразвитости иных механизмов финансово-кредитной поддержки.
Другими существенными проблемами субъектов малого предпринимательства являются: низкий уровень информированности субъектов малого предпринимательства (прежде всего в районах области) по вопросам становления и развития бизнеса; недостаточный уровень квалификации субъектов малого предпринимательства в вопросах ведения бизнеса, правовой защиты своих интересов; ограниченные возможности у субъектов малого предпринимательства по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти, от степени их участия в решении проблем субъектов малого предпринимательства. Даже в странах с развитой экономикой существуют государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Настоящая Программа направлена на решение ранее названных проблем в деятельности субъектов малого предпринимательства. Предлагаемый к реализации в настоящей программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей программы поддержки малого предпринимательства, реализация которой позволила создать целостную систему поддержки малого предпринимательства.
4. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для развития и территориального выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в Новосибирской области.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:
совершенствование нормативно-правовой базы государственной поддержки малого предпринимательства;
развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие малого предпринимательства;
расширение круга субъектов малого предпринимательства, в т.ч. в производственной сфере;
обеспечение подготовки кадров для деятельности в сфере малого предпринимательства;
поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции субъектов малого предпринимательства на региональные, межрегиональные и международные рынки.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена двумя направлениями: информационно-методическая и организационная поддержка субъектов малого предпринимательства и финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства.
Перечень конкретных мероприятий указанных направлений представлен в Приложении 1.
5.1. Информационно-методическая и организационная поддержка субъектов малого предпринимательства
Мероприятия данного направления нацелены на:
- совершенствование действующей инфраструктуры поддержки предпринимательства для более рационального использования средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, и получения возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- развитие системы информационного обеспечения (создание информационных центров, баз данных по субъектам малого предпринимательства в районах и городах области, внедрение современных информационных технологий, проведение информационных мероприятий, методическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства и т.д.);
- содействие обмену опытом и деловыми предложениями между субъектами малого предпринимательства, продвижению выпускаемой субъектами малого предпринимательства продукции на региональные, межрегиональные и международные рынки;
- защиту интересов субъектов малого предпринимательства (правовое консультирование по различным проблемам предпринимательской деятельности).
5.2. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства
Мероприятия данного направления призваны оказывать помощь субъектам малого предпринимательства для решения проблемы нехватки собственных финансовых средств как на стадии становления бизнеса, так и на стадии дальнейшего развития и обеспечить им упрощенный доступ к финансовым ресурсам. Мероприятия данного направления представляют собой различные виды финансовой помощи, которые будут содействовать росту производства продукции (работ, услуг); сохранению существующих и созданию дополнительных рабочих мест; созданию новой конкурентоспособной продукции.
Постановлением четырнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 28 июня 2007 г. N 123 в раздел 6 настоящей программы внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение
Основные источники финансирования Программы:
- средства ФФПМП;
- средства областного бюджета;
- средства Новосибирского областного фонда поддержки малого предпринимательства (средства, поступившие в НОФПМП в качестве возврата ранее выданных субъектам малого предпринимательства заемных средств и процентов по ним).
На реализацию Программы необходимо 89,18 млн. руб. (4,0 млн. - средства ФФПМП, областной бюджет - 60,28 млн. руб. и средства НОФПМП - 24,90 млн. руб.). Сводные финансовые затраты приведены в Приложении 2.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит к концу 2008 года получить следующие результаты:
- увеличить количество занятых в сфере малого предпринимательства до 25 % от всего работающего населения области;
- увеличить общий объем продукции (работ, услуг), произведенной организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства, в два раза по сравнению с 2003 г.;
- увеличить объем инвестиций в основной капитал организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, до 2,5 млрд. руб.
8. Контроль за ходом реализации Программы
Государственный заказчик осуществляет текущий контроль за ходом реализации Программы, использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы.
Выполнение мероприятий Программы регулярно рассматривается на заседаниях попечительского совета Новосибирского областного фонда поддержки малого предпринимательства и Координационном совете по развитию предпринимательства при главе администрации Новосибирской области.
Заказчик и ответственные исполнители мероприятий Программы информируют общественные объединения предпринимателей и средства массовой информации о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на их финансирование. Ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, подготавливается и предоставляется в Новосибирский областной Совет депутатов отчет о ходе выполнения Программы.
Постановлением шестнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 сентября 2007 г. N 179 в настоящую таблицу внесены изменения
Таблица 1
Перечень программных мероприятий
областной целевой программы "Государственная поддержка малого
предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы"
28 июня, 27 сентября 2007 г.
млн. руб.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ед. изм. |
Количество | Стои- мость ед. |
Сумма затрат | Источник финанси- рования |
Испол- нитель |
Примечание | ||||||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Всего | Млн. руб. |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Всего | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
I. Информационно-методическая и организационная поддержка субъектов малого предпринимательства | ||||||||||||||||||
1.1. | Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринима- тельства и единой системы информационного обеспечения для СМП на территории Новосибирской области |
2,0 - 2,5 |
- 6,1 - |
- 8,6 - |
- 3,64 - |
- 3,2 - |
2,0 21,54 2,5 |
ФФПМП Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
1.2. | Пропаганда через СМИ идеологии предпринима- тельства и освещение передового опыта развития малого предпринима- тельства |
- 0,2 |
- 0,2 |
0,3 - |
0,5 - |
0,6 - |
1,4 0,4 |
Обл. бюд. НОФПМП |
||||||||||
1.3. | Информационно- аналитические исследования и издание справочной литературы для СМП, в т.ч. отраслевых справочников по ведению бизнеса |
- 0,3 |
- 0,3 |
0,3 - |
0,5 - |
0,6 - |
1,4 0,6 |
Обл. бюд. НОФПМП |
||||||||||
1.4. | Обеспечение подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого предпринима- тельства |
- 0,5 |
- 0,3 |
0,4 - |
0,6 - |
1,0 - |
2,0 0,8 |
Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
1.5. | Поддержка выставочно- ярмарочной деятельности, проведение "Дней предпринимателя" на зональных ярмарках и ОАО "Сибирская ярмарка" |
0,150 1,0 |
0,8 1,0 |
1,0 1,0 |
1,46 | 2,382 | 5,792 3,0 |
Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
1.6. | Проведение круглых столов, семинаров, конференций, в т.ч. международных, по проблемам СМП |
- 0,3 |
- 0,3 |
- 0,2 |
0,2 - |
0,2 - |
0,4 0,8 |
Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
1.7. | Поддержка и проведение конкурсов среди СМП: "Сибирская марка", "За успешное развитие бизнеса в Сибири" |
- 0,2 |
- 0,4 |
0,3 - |
0,5 - |
0,5 - |
1,3 0,6 |
Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП | |||||||||
1.8. | Защита интересов СМП |
- | 0,1 | 0,1 | - | - | 0,2 | Обл. бюд. | ДРПиП | |||||||||
II. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства | ||||||||||||||||||
2.1. | Предоставление целевых займов |
5,348 0,7 |
- 2,1 |
- 3,4 |
- - |
- - |
5,348 6,2 |
Обл. бюд. НОФПМП |
НОФПМП | |||||||||
2.2. | Субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам; субсидирование части лизинговых платежей; субсидирование арендных платежей; субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства между субъектами малого предпринима- тельства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга; субсидирование затрат на внедрение международных стандартов и сертификации продукции. |
- | 1,0 | 2,0 | 7,6 | 9,8 | 20,4 | Обл. бюд. | ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
2.3. | Развитие системы микрокредитования |
2,0 0,5 2,0 |
- - 4,0 |
- - 4,0 |
- - - |
- - - |
2,0 0,5 10,0 |
ФФПМП Обл. бюд. НОФПМП |
НОФПМП | |||||||||
Итого: | 17,698 | 16,6 | 21,6 | 15,0 | 18,282 | 89,18 | ||||||||||||
из них: | ||||||||||||||||||
4,0 | 4,0 | ФФПМП | ||||||||||||||||
5,998 | 8,0 | 13,0 | 15,0 | 18,282 | 60,28 | Обл. бюд. | ||||||||||||
7,7 | 8,6 | 8,6 | 0 | 0 | 24,9 | НОФПМП |
Список используемых сокращений
ДРПиП - департамент развития промышленности и предпринимательства
Новосибирской области
СМП - субъекты малого предпринимательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г. "Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2004 - 2008 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30 октября 2008 г. N 179
Постановление двадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 января 2008 г. N 16
Постановление шестнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 сентября 2007 г. N 179
Постановление четырнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 28 июня 2007 г. N 123
Постановление сорок первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 марта 2005 г.