Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 10 ноября 2014 г. N 108/1
о проекте федерального закона N 599495-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения отдельных ограничений и требований в отношении офшорных компаний)",
внесенном членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.А. Петровым, Н.А. Журавлевым, В.Б. Шубой; депутатом Государственной Думы Н.В. Герасимовой
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 599495-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
По мнению авторов, законопроект направлен на решение задач по деофшоризации российской экономики. Проект федерального закона вводит ограничения правоспособности иностранных юридических лиц при финансировании банком развития - государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" инвестиционных контрактов, устанавливает финансирование исключительно отечественных кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, а также ограничивает возможность участия лиц, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, в закупках для обеспечения государственных нужд. Законопроектом также вводится обязанность при государственной регистрации юридических лиц дополнительно сообщать информацию о контролирующих лицах учредителей - резидентов Российской Федерации.
Поддерживая концепцию законопроекта в части деофшоризации российской экономики, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Статьей 1 законопроекта предлагается ограничить субъектный состав контрагентов по определенным направлениям деятельности Внешэкономбанка только российскими юридическими лицами. Комитет отмечает, что основным недостатком проектируемых ограничений является то, что наличие российского юридического лица в качестве контрагента Внешэкономбанка само по себе не обеспечивает решение задач стоящих перед законопроектом, поскольку учредителями таких юридических лиц - резидентов Российской Федерации, прямо или косвенно могут являться иностранные лица, в том числе расположенные (зарегистрированные) в оффшорных юрисдикциях.
Статьей 2 законопроекта предусмотрены ограничения правоспособности лиц, расположенных (зарегистрированных) в оффшорных зонах, на участие в закупках для обеспечения государственных нужд. При этом законопроект не проясняет возможность участия в системе государственных закупок российских юридических лиц, учредителями которых выступают находящиеся (зарегистрированные) в оффшорной юрисдикции лица, что не обеспечивает решение задач стоящих перед законопроектом.
Статьей 3 законопроекта предлагается ввести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" понятие "контролирующие лицо учредителя". Учитывая, что законопроектом проектируется требование о том, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе, "данные контролирующих лиц учредителей - резидентов Российской Федерации", понятие "контролирующих лиц учредителя" должно быть раскрыто в самом Федеральном законе N 129-ФЗ во избежание разночтений в правоприменительной практике.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.