Письмо Минфина России от 24 января 2018 г. N 02-07-05/3729
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел запрос и сообщает.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не относится к приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса в обращении сводится к особенностям ведения бюджетным учреждением бухгалтерского учета, Департамент обращает внимание, что подобные вопросы о порядке применения отдельных норм законодательства, распространяющихся на организации в части ведения бухгалтерского учета, следует направлять в виде запроса организации (бюджетного учреждения), оформленного надлежащем образом (на бланке организации (бюджетного учреждения), с подписью уполномоченного лица).
Вместе с этим, сообщаем, что в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ 52н) основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
При этом пунктом 4.1.2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. N 194н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" установлено, что инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по ответственному(-ым) (материально ответственному(-ым)) лицу(-ам) с формированием расписки ответственного(-ых) лица (лиц) и с указанием лица (лиц), ответственного(-ых) за сохранность имущества, в том числе лица (лиц) с полной материальной ответственностью (далее - ответственное(-ые) лицо(-а)).
Особенности материальной ответственности (полной и ограниченной) сторон трудового договора предусмотрены Разделом XI Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ).
В соответствии со статьей 232 ТК РФ, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
При этом материальная ответственность сторон трудового договора может конкретизироваться трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями.
Таким образом, обязанность работника (материально ответственного лица) возмещать причиненный работодателю (наймодателю) прямой ущерб не определяется положениями законодательства Российской Федерации о ведении бухгалтерского учета.
В то же время Приказ 52н регулирует ведение бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями в части установления унифицированных форм первичных учетных документов и бухгалтерских регистров и порядок их применения, и не определяет условия и порядок возмещения работником (материально ответственным лицом) причиненного работодателю (наймодателю) прямого действительного ущерба.
С уважением,
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.