Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 585426-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в населенных пунктах, которые признаны закрывающимися и подлежат расселению),
внесенный Магаданской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20 октября 2016 года (протокол N 5, п. 78) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 585426-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в населенных пунктах, которые признаны закрывающимися и подлежат расселению) (далее - законопроект), внесенный Магаданской областной Думой.
Законопроект был разработан в целях предоставления субъектам Российской Федерации права не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в населенных пунктах, которые признаны закрывающимися и подлежат расселению и, на основании части 6 "а" статьи 112 Регламента Государственной Думы, внесен на рассмотрение Государственной Думы в новой редакции.
В части вопросов своего ведения Комитет считает необходимым отметить следующее.
В Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) признал взносы на капитальный ремонт, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), соответствующими Конституции Российской Федерации.
По мнению КС РФ, право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих право собственности правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества (соответствующее правило закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и является базовым для дальнейшего правового регулирования обязанностей собственника), а также указано, что право собственности включает в себя заботу об общем имуществе и о сохранности многоквартирного дома.
В соответствии со статьи 210 ГК РФ, статьей 169 ЖК РФ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Следует отметить, что вводимые различия в правах граждан с учетом статьи 19 Конституции Российской Федерации могут являться допустимыми лишь при условии, что они действительно объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства им соразмерны.
Признавая концептуальную значимость отдельных норм данного законопроекта необходимо учитывать и специфические особенности в построении правовой конструкции по полному освобождению от уплаты взносов за капитальный ремонт у всех категорий собственников помещений в многоквартирных домах отдельных категорий населенных пунктов.
Так, сроки и территории расселения населения из населенных пунктов, признаваемых субъектом Российской Федерации закрывающимися и подлежащими расселению могут как растягиваться по времени, так и иметь достаточно широкую географию переселения в границах Российской Федерации, что предопределяет вероятную возможность возврата средств собственников помещений в многоквартирных домах со специальных счетов в определенных банках и со счета регионального оператора в случае переселения собственников жилых помещений на территорию другого населенного пункта (муниципального образования).
Однако, следует отметить, что само формирование фонда капитального ремонта (далее - фонд) собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных в населенных пунктах, которые признаны закрывающимися и подлежат расселению, вопреки утверждению авторов законопроекта, не может быть бессмысленным с учетом возможной возвратности финансовых средств из фонда собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями частью 4 статьи 166, пунктом 4 части 1 статьи 167, частями 1 и 7 статьи 168 и статьей 191 ЖК РФ финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах может осуществляться не только за счет взносов собственников, но также - в качестве мер государственной и муниципальной поддержки - за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными и региональными законами, муниципальными правовыми актами, что свидетельствует о фактическом наличии долевого финансирования капитального ремонта собственниками жилых помещений и публично-правовыми образованиями.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации порядок финансирования капитального ремонта может быть установлен законами субъектов Российской Федерации.
Положения части 4 статьи 179 ЖК РФ позволяют использовать региональному оператору средства фонда на финансирование услуг и работ по капитальному ремонту других многоквартирных домов. В данном случае речь идет о софинансировании указанных расходов собственниками разных домов, о возможности временного оперативного перераспределения региональным оператором денежных средств в зависимости от установленных в соответствии с частью 3 и частью 7 статьи 168 ЖК РФ очередности и конкретных сроков проведения капитального ремонта в определенных домах в плановый период.
При этом, в случае системной реализации норм частей 2 - 5 статьи 1 законопроекта возможен перенос бремени содержания имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образования на жителей других муниципальных образований (в случае использования средств регионального оператора), либо на бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что может привести к увеличению нагрузки на региональные и местные бюджеты и не согласуется с вышеуказанными положениями.
Указанное правовое последствие не отражено в финансово-экономическом обосновании к данному законопроекту и, с учетом современной социально-экономической ситуации, предложение авторов в проектируемой норме части 5 статьи 1 законопроекта не представляется в полной мере целесообразным решением данного вопроса.
В целях совершенствования правового регулирования в данной сфере представляется целесообразным предусмотреть возможности четкого определения сроков переселения населения из населенного пункта, признаваемого закрывающимся и подлежащего расселению (в счет погашения взносов на капитальный ремонт по новому месту жительства), сообразно схеме расселения из данных населенных пунктов на территории данного субъекта Российской Федерации (в том числе по региональным программам переселения), согласно которым возможна реализация норм законопроекта.
Кроме того, следует отметить, что согласно нормам Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения осуществляется законом субъекта Российской Федерации (подпункт "л" пункта 2 статьи 5).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 2011 года N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2013 года N 1146 утверждены Правила согласования с Правительством Российской Федерации закрытия населенных пунктов (в том числе городов, поселков), полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом определенных оснований,ряд из которых приведен в пункте б) части 1 статьи 1 законопроекта.
Представляется, что, в первую очередь это отделенные и труднодоступные населенные пункты, военные городки, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), моногорода и муниципальные образования подобного рода, в отношении которых субъектом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации должна проводиться политика содействия и возрождения, а не механического закрытия и центростремительной миграции населения в трудоизбыточные регионы с высокой плотностью населения (особенно в период особой актуальности поставленных Президентом Российской Федерации задач по реализации государственных программ по развитию Севера (Арктического региона), Забайкалья и Дальнего Востока).
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации, включая Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ЖК РФ, не содержит определения самого понятия "населенные пункты, которые признаны закрывающимися и подлежат расселению", что создает правовую неопределенность в данной сфере.
На основе вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении с учетом замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.