Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6.
Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля
6.1. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
Организация и проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Общее количество проведенных в 2014 г. проверок за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия - 6160. Общее количество проведенных проверок снизилось на 15% по сравнению с 2013 г. и на 20% по сравнению с 2012 г.
В 2014 году плановые проверки проводились по плану согласованному с органами прокуратуры. Было запланировано 2478 плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Плановых проверок проведено - 2377, по сравнению с 2013 г. количество плановых проверок уменьшилось на 17%, по сравнению с 2012 г. - на 23%.
Количество ликвидированных, либо прекративших свою деятельность к моменту проведения плановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (из числа включенных в план проверок на отчетный период) - 101.
Выполнение утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок составило - 96%.
Внеплановых проверок в 2014 году проведено - 3783. Внеплановые проверки проводились по основаниям ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". По сравнению с 2013 г. количество проверок снизилось на 13%.
В органы прокуратуры в 2014 г. было направлено 396 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, из них согласовано с органами прокуратуры 305 (77%) и отказано органами прокуратуры в согласовании 91 заявлений (23%), в 2013 (15%), в 2012 (13%).
Причинами отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в 65% случаев было отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных подпунктами "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в 25% - несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки.
Количество проверок, при которых привлекались экспертные организации 2854, что составляет 46% к общему числу проверок.
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения 2384, из них 1314 - плановые проверки, 1070 - внеплановые проверки.
Плановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 55%. По всем проверкам с нарушениями выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. Удельный вес проверок по итогам проведения, которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях к общему количеству плановых проверок с нарушениями - 79%.
Внеплановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 28%. По всем проверкам с нарушениями выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. Удельный вес по итогам проведения, которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях к количеству внеплановых проверок с нарушениями - 64%.
Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок 2274, в том числе при плановых проверках 1440, при внеплановых проверках 834.
В 88% случаев постановление о назначении административного наказания вынесено в виде штрафа и в 10% случаев - в виде предупреждения.
По итогам проверок в 13 случаях было принято административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа вынесено в отношении граждан - 66 (3%), должностных лиц 1245 (61%), на индивидуальных предпринимателей - 357 (17%), на юридическое лицо - 352 (17%).
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 7797 тыс.руб.
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов (на 20.01.2015 г.) составила 6532,5 тыс. руб.
В структуре вынесенных постановлений преобладают штрафы, наложенные:
- по статье 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - 1092 (62%);
- по статье 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - 121 (7%);
- по статье 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения - 105 (6%);
- по статье 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения - 193 (11%).
Таблица 26
Показатели для анализа и оценки эффективности контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за 2014 год (в динамике по полугодиям)
Таблица 27
Показатели для анализа и оценки эффективности государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Случаев существенного (более 10 процентов) отклонения значений указанных показателей в 2014 г. (отчетном году) от аналогичных показателей в 2013 г. (предшествующем году) не выявлено.
Основные результаты деятельности по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работающих и населения при эксплуатации объектов использования атомной энергии
К обслуживаемым ФМБА России объектам использования атомной энергии относятся предприятия Госкорпорации "Росатом", включая предприятия ядерного оружейного комплекса и атомного энергетического комплекса, радиационно опасные предприятия атомного судостроения и судоремонта, объекты по обращению с РАО, исследовательские институты, имеющие в своем составе площадки, на которых ведутся радиационно опасные работы, исследовательские реакторы и ядерные установки медицинского назначения.
В 2014 г. в рамках осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора территориальными органами ФМБА России в плановом порядке проверено 42 организации Госкорпорации "Росатом" (в 2012 г. - 40, в 2013 г. - 46). Охват проверками органами госсанэпиднадзора составил 50% от общего количества поднадзорных ФМБА России радиационно опасных предприятий.
В 2014 году территориальными органами ФМБА России проведено 691 контрольно-надзорных мероприятий на объектах Госкорпорации "Росатом". Как в плановом, так и внеплановом порядке проверено 40 организаций Госкорпорации "Росатом", что составляет 15% от общего количества поднадзорных радиационно опасных предприятий.
В 2014 году в два раза сократилось общее количество внеплановых мероприятий (с 540 в 2013 году до 240 внеплановых мероприятий в 2014 году). Стоит отметить, что в структуре внеплановых мероприятий в 2014 году преобладают мероприятия, связанные с выходом должностных лиц на предприятия по заявлениям организаций с целью получения санитарно-эпидемиологических заключений на условия труда (в 2013 году преобладали внеплановые мероприятий по контролю выданных ранее предписаний). Также в 2014 году значительно сократилось количество мероприятий, связанных с внеплановыми проверками организаций Госкорпорации "Росатом" по жалобам граждан, обращению общественных организаций (в 2011 г. - 111, в 2012 г. - 11).
В целом по предприятиям Госкорпорации "Росатом" средняя годовая эффективная доза в 2013 г. составила 1,71 мЗв (в 2012 г. - 1,70 мЗв, в 2011 г. - 1,72 мЗв, в 2010 г. - 1,76 мЗв). Случаев превышений дозовых пределов, установленных в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", в 2014 году на предприятиях Госкорпорации "Росатом" не зарегистрировано.
Всё изложенное выше позволяет оценить радиационную обстановку в 2011-2014 гг. в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, как достаточно благополучную.
Основные результаты деятельности по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работающих и населения при эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия и других химически опасных объектов
Полномочия ФМБА России по медико-санитарному обеспечению процесса уничтожения химического оружия определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 421 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения" и от 13 марта 2006 г. N 128 "О реализации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению безопасности граждан, постоянно или преимущественно проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия".
Приказом ФМБА России от 24 сентября 2013 г. N 234 "О мерах по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 421 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения" утверждены виды и объемы работ, выполняемых организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, по медико-санитарному обеспечению работ по уничтожению химического оружия.
В 2014 году в медико-санитарном сопровождении процессов уничтожения химического оружия было занято 12 медицинских организаций ФМБА России (медико-санитарные части и центры гигиены и эпидемиологии), 6 территориальных органов ФМБА России, ФГУП "НИИ ГТП" ФМБА России (г. Волгоград), ФГУП "НИИ ГПЭЧ" ФМБА России (г. Санкт-Петербург), ФГБУН "Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства" (г. Санкт-Петербург), Токсикологический центр ФГБУЗ "Клиническая больница N 123" ФМБА России (Московская обл., г. Одинцово), ФГБУЗ "Центральная детская клиническая больница Федерального медико-биологического агентства".
Федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор организован и осуществляется за семью объектами по уничтожению химического оружия в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". На двух объектах (в п.г.т. Горный Саратовской области и в г. Камбарка Удмуртской Республики) работы по уничтожению химического оружия завершены в 2005 и 2009 годах, но продолжаются работы по переработке продуктов, образовавшихся в процессе уничтожения отравляющих веществ. В 2014 году приступили к работам по ликвидации последствий деятельности данных объектов.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют шесть Межрегиональных управлений ФМБА России. Деятельность территориальных органов ФМБА России обеспечивают шесть центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России и их структурные подразделения - промышленно-санитарные лаборатории, размещенные непосредственно на территории объектов по уничтожению химического оружия.
Федеральным медико-биологическим агентством продолжается ведение единой системы медицинского мониторинга (ЕСММ) при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия, которая представляет собой систему динамического наблюдения за состоянием здоровья как отдельных групп населения, так и индивидуально каждого человека и среды обитания с целью выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания, в том числе и химического фактора.
ЕСММ включает в себя две подсистемы: подсистему мониторинга здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала объектов по уничтожению химического оружия, населения, проживающего в зоне защитных мероприятий (подсистема "Мониторинг здоровья") и подсистему мониторинга санитарно-гигиенического состояния объектов по хранению и уничтожению химического оружия (подсистема "СанГиМо").
По состоянию на 31 декабря 2014 года сводная база данных ЕСММ содержит сведения о 4 531 979 исследованиях, проведенных с момента запуска объекта всеми лабораториями, размещенными на объектах по хранению и уничтожению химического оружия (ПСЛ ЦГиЭ ФМБА России, МОС, производственная лаборатория), из них с превышением (в основном по общепромышленным загрязнителям) - 1 567 исследований (0,036%).
Случаев превышения гигиенических нормативов отравляющих веществ в окружающей среде не зарегистрировано.
Основные результаты деятельности по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия космонавтов при проведении работ по предстартовой подготовке КА к запуску с космодрома "Байконур", при выполнении космических полетов по пилотируемым программам
В соответствии с "Положением о санитарно-гигиеническом и противоэпидемическом обеспечении космических полетов на этапах проведения предстартовых и послеполетных работ", в течение 2014 года был организован контроль за обеспечением санитарно-противоэпидемического режима, проведением ограничительно-обсервационных мероприятий, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний экипажей космонавтов, в местах их размещения, питания, отдыха и тренировок, за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при проведении работ с участием экипажей космонавтов на заключительных этапах предстартовой подготовки к запускам с космодрома "Байконур" 4-х транспортных пилотируемых кораблей (ТПК): "Союз ТМА-12М", "Союз ТМА-13М", "Союз ТМА-14М", "Союз ТМА-15М" и 4-х транспортных грузовых кораблей (ТГК): "Прогресс М-22М", "Прогресс М-23М", "Прогресс М-23М", "Прогресс М-24М" и по обеспечению готовности к выполнению мероприятий на случай возникновения аварий при пусках ракет с космодрома "Байконур" при запусках 21-го космического аппарата.
Проведены лабораторные исследования проб питьевой воды (237 проб), воздуха (154 пробы), смывов (2387 проб), взятых с поверхностей интерьера, оборудования и оснащения в местах предстартовой подготовки экипажей космонавтов на космодроме "Байконур", на территории площадки 17 "К" филиала "Байконур" ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина", на территории отеля "Звездный" филиала ФГУП "ЦЭНКИ" - КЦ "Южный" на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям санитарных правил и государственных нормативов по нормируемым гигиеническим показателям для среды обитания космонавтов в пилотируемом космическом аппарате (ПКА). Нарушений требований санитарного законодательства в местах проведения работ, связанных с подготовкой КА (космического аппарата) к запуску, не выявлено.
Случаев инфекционных заболеваний, острых профессиональных заболеваний и отравлений космонавтов на этапах подготовки к запуску ТПК и при осуществлении космических полетов по пилотируемым программам, а также среди лиц, непосредственно контактирующих с членами экипажей на заключительном этапе предстартовой подготовки к запускам указанных ТПК, ТГК не зарегистрировано. В местах проведения работ по подготовке экипажей космонавтов использовался комплекс программ "Мониторинг санитарно-эпидемиологического обеспечения космических полетов", утвержденный приказом Федерального медико-биологического агентства от 31 июля 2012 года N 216.
С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия экипажей космонавтов при выполнении космических полетов по пилотируемым программам проведена санитарно-эпидемиологическая оценка оборудования и технических средств бортовых систем жизнеобеспечения, научной аппаратуры, приборов, укладок, биоматериалов и химических реактивов для выполнения космических экспериментов, изделий снаряжения, медицинского обеспечения, питания, предметов психологической поддержки и личных вещей экипажей космонавтов, на соответствие требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, установленных для среды обитания космонавта в ПКА.
Утвержден в декабре 2014 года и согласован с ведомствами, организациями, учреждениями и предприятиями, участвующими в обеспечении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в предстартовый и послеполетный периоды работ с экипажами космонавтов, "Порядок санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения космических полетов на этапах проведения предстартовых и послеполетных работ".
Принято участие в рассмотрении проектной документации "Космодром "Восточный".
Принято участие в рассмотрении и согласовании проекта концепции федеральной целевой программы "Развитие космодромов на период 2016-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" и одноименного проекта федеральной целевой программы.
6.2. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора) в сфере донорства крови и её компонентов
В 2014 г. по сравнению с 2013 г. (рисунок 1) увеличилось общее количество проверок (на 210%) за счёт увеличения доли как плановых, так и внеплановых проверок (практически в равных долях).
Увеличение количества внеплановых проверок связано в большей степени с увеличением количества внеплановых проверок по ранее выданному предписанию, в то время как прирост количества внеплановых проверок по обращениям граждан, органов исполнительной власти (по вопросам нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере донорства крови и её компонентов) незначительный.
Рисунок 1
Сравнительные данные по количеству проведённых проверок в рамках контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов в 2008-2014 гг.
Увеличение количества предписаний в 2011-2014 гг. (рисунок 2) обусловлено вступлением в юридическую силу технического регламента о требованиях безопасности крови, её продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 29 и ужесточением правоприменительной практики обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере донорства крови и ее компонентов как центральным аппаратом ФМБА России, так и его территориальными органами
Рисунок 2
Сравнительные данные по количеству выданных предписаний ФМБА России и его территориальными органами за 2008-2014 гг.
В 2014 г. при выявлении нарушений обязательных требований предписания были выданы всем организациям здравоохранения независимо от степени выявленного нарушения. 764 предписания выдано в 2014 г. по результатам проверки 1014 юридических лиц.
Из 1014 проверенных организаций: в 106 организации выявлены факты невыполнения предписаний.
По фактам невыполнения предписаний организациями здравоохранения Федеральным медико-биологическим агентством направлена информация в управления здравоохранения субъектов Российской Федерации и ведомства, а также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
По результатам направленной информации органами прокуратуры принимаются меры прокурорского реагирования и возбуждаются дела об административных правонарушениях.
Рисунок 3
Сравнительные данные по количеству выявленных правонарушений ФМБА России и его территориальными органами за 2008-2014 гг.
Увеличение в 2014 г. количества правонарушений в 2,46 раза по сравнению с 2013 г. обусловлено как увеличением количества проведенных плановых и внеплановых проверок, так и увеличением числа обязательных требований законодательства в сфере донорства крови и ее компонентов.
Основные показатели для анализа и оценки эффективности государственного контроля (надзора) в сфере донорства крови и её компонентов
Таблица 28
Прочие показатели для анализа и оценки эффективности контроля (надзора) государственного контроля (надзора) в сфере донорства крови и её компонентов за 2014 год (в динамике по полугодиям)
Основные показатели для анализа и оценки эффективности государственного контроля (надзора) в сфере донорства крови и её компонентов
Таблица 29
Прочие показатели для анализа и оценки эффективности государственного контроля (надзора) в сфере донорства крови и её компонентов
6.3. Показатели эффективности государственного контроля (надзора) в сфере донорства крови и её компонентов (таблица 9), анализ сведений статистических наблюдений, характеризующих особенности осуществления государственного контроля (надзора) территориальными органами ФМБА России
Показатели эффективности |
Единицы измерения |
Значения показателей |
|||
2010 г. |
2011 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||
Охват плановыми проверками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих плановому контролю в отчетном году |
% |
100 |
97,8 |
100 |
98,6 |
Удельный вес проверок, при которых не выявлены нарушения в общем количестве плановых и внеплановых проверок |
% |
11,8 |
12,3 |
38,2 |
38,4 |
Удельный вес проверок, при которых выявлены нарушения, но не приняты меры |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
Удельный вес проверок, при которых выданы предписания, в общем количестве плановых и внеплановых проверок |
% |
17,6 |
79 |
61,8 |
61,5 |
Количество проведенных проверок в год на 1 должностное лицо, выполняющее функции по контролю (надзору) |
единица |
2 |
2 |
8 |
5,3 |
Удельный вес проверок, результаты которых были отменены в связи с наличием грубых нарушений Федерального закона N 294-ФЗ |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
Удельный вес заявлений о проведении внеплановых проверок, направленных на согласование в органы прокуратуры, по которым приняты положительные решения |
% |
0 |
0 |
0 |
70,6 |
Среднее количество выявленных нарушений в ходе одной проверки |
единица |
4 |
6,5 |
4,7 |
2,7 |
Удельный вес внеплановых проверок, согласованных с органами прокуратуры |
% |
0 |
0 |
60,0 |
2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.