Решение Верховного Суда РФ от 25 января 2018 г. N АКПИ18-79
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пугачева Василия Владимировича об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 января 2018 г. N 125/1052-7 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Василия Владимировича Пугачева, и её уполномоченных представителей", установил:
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначены на 18 марта 2018 г.
7 января 2018 г. гражданин Пугачев В.В. представил в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (далее - ЦИК России) ходатайство в письменной форме о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки его самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации.
Постановлением ЦИК России от 10 января 2018 г. N 125/1052-7 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Василия Владимировича Пугачева, и её уполномоченных представителей" (далее - Постановление) в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки его самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации, и её уполномоченных представителей отказано.
Пугачев В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать Постановление незаконным и обязать ЦИК России зарегистрировать группу избирателей, созданную для поддержки его самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации, и её уполномоченных представителей, а также обратить решение к немедленному исполнению, ссылаясь на то, что приведённые ЦИК России в оспариваемом постановлении причины отказа не соответствуют действительности, нарушают его пассивное избирательное право, подрывают доверие к существующей избирательной системе и ставят под сомнение право граждан участвовать в выборах в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации.
В обоснование заявленного требования указывает, что Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" не устанавливает способа оповещения избирательной комиссии о месте и времени собрания, связанного с поддержкой самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, в связи с чем заинтересованные лица имеют право самостоятельно его определить и несут ответственность за результат своего выбора. По мнению административного истца, ЦИК России была оповещена о месте и времени проведения собрания группы избирателей в поддержку его самовыдвижения более чем за пять дней, а не за четыре дня, как указано в Постановлении. Помимо письменного уведомления от 30 декабря 2017 г., переданного в приёмную ЦИК России, административный ответчик получил 26 декабря 2017 г. оповещение о месте и времени проведения собрания группы избирателей, состоявшегося 4 января 2018 г., которое было направлено в электронном виде через форму обратной связи на сайте ЦИК России.
Полагает, что уведомление от 30 декабря 2017 г. о проведении собрания группы избирателей 4 января 2018 г. также обеспечило предусмотренное федеральным законом оповещение административного ответчика за пять дней при исчислении дней в сутках либо учёте дня и времени самого события (собрания) в периоде пяти дней. Административный истец считает, что согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ЦИК России обязана была уведомить его о неполноте сведений в ходатайстве о регистрации группы избирателей, он имел право устранить допущенные неточности. Наличие формально определённых признаков нарушения оформления ходатайства о регистрации группы избирателей не могло служить основанием для отказа в регистрации данного ходатайства в связи с тем, что недостающие данные содержались в нотариально заверенных копиях протоколов регистрации группы избирателей, в протоколе собрания чётко выражена воля избирателей поддержать самовыдвижение административного истца на должность Президента Российской Федерации.
В письменных возражениях ЦИК России указала, что Постановление принято правомочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий и в соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
В судебном заседании административный истец Пугачев В.В., его представители Долженков Ю.М., Полевиков И.Б. поддержали заявленное требование.
Представители ЦИК России Воронин Д.Ю., Сахаров С.Ф. не признали административный иск.
Выслушав объяснения административного истца Пугачева В.В., его представителей Долженкова Ю.М., Полевикова И.Б., возражения представителей ЦИК России Воронина Д.Ю., Сахарова С.Ф., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", иные федеральные законы.
В силу части 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
В соответствии со статьёй 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", регулирующей порядок самовыдвижения кандидата, каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации (пункт 1); кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в ЦИК России с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей (пункт 3); ЦИК России в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с данной статьёй, принимает решение о регистрации группы избирателей и её уполномоченных представителей и выдаёт уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации (пункт 14); основаниями для отказа в регистрации группы избирателей и её уполномоченных представителей могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 3, 5-7 и 11 названной статьи, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, невыполнение требований пунктов 2, 3, 9-11, 13 этой статьи (пункт 16).
Пунктом 2 статьи 34 приведённого федерального закона предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом; о месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена ЦИК России либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение указанного собрания. На собрании группы избирателей вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится указанное собрание, а также представитель ЦИК России.
7 января 2018 г. Пугачев В.В., выдвинувший свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации, представил в ЦИК России ходатайство о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки его самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации, и приложенные к нему документы.
Реализуя предусмотренную пунктом 14 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" обязанность, ЦИК России 10 января 2018 г. приняла Постановление, которым отказала в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Пугачева В.В., и её уполномоченных представителей в связи с невыполнением требований, предусмотренных законом.
В частности, основанием для принятия такого решения явилось невыполнение требований пункта 2 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", выразившееся в том, что ЦИК России была извещена о месте и времени проведения собрания указанной группы избирателей за 4 дня до дня проведения соответствующего мероприятия.
Доводы административного истца о соблюдении установленного федеральным законом срока оповещения ЦИК России о месте и времени проведения собрания группы избирателей лишены правовых оснований.
Согласно представленным материалам 19 декабря 2017 г. Пугачев В.В. уведомил ЦИК России о проведении собрания группы избирателей, созданной для поддержки его самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации, 24 декабря 2017 г. по адресу: г. Москва, ул. Преображенская площадь, д. 12, большой зал, начало в 15.00 час. (вх. N 4863). 22 декабря 2017 г. он оповестил ЦИК России о проведении такого собрания по иному адресу 27 декабря 2017 г. (вх. N 4981). 24 декабря 2017 г. - известил ЦИК России об отмене планируемого сбора инициативной группы, назначенного на 24 декабря 2017 г. (вх. N 5024).
Уведомление в письменной форме о проведении 4 января 2018 г. в 12.50 час. собрания группы избирателей по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, корп. ЗВ (отель "Вега Измайлово"), 3 этаж, конгресс-центр, залы "Вдохновение", "Фантазия" (объединённые), поступило в ЦИК России 30 декабря 2017 г. (вх. N 5292), то есть менее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания.
Предлагаемые административным истцом варианты толкования срока оповещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", а именно исчисления дней в сутках либо учёте дня и времени самого события (собрания) в периоде пяти дней, являются ошибочными, так как не соответствуют действующим законоположениям.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определённое количество дней или за определённое количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днём или днём, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Последним днём оповещения ЦИК России о проведении собрания 4 января 2018 г. могло являться 29 декабря 2017 г. Из чего следует, что требования федерального закона Пугачевым В.В. не выполнены.
Довод административного истца о том, что административный ответчик получил 26 декабря 2017 г. оповещение о месте и времени проведения собрания группы избирателей, которое было направлено в электронном виде через форму обратной связи на сайте ЦИК России, не имеет объективного подтверждения относимыми и допустимыми доказательствами.
Показания свидетеля Зеленко П.Е. о её обращении в электронной форме 26 декабря 2017 г. в адрес ЦИК России, представленные аудиозаписи телефонного разговора, состоявшегося 4 января 2018 г. между указанным свидетелем и сотрудниками ЦИК России, не могут быть положены в основу такого вывода, так как их содержание не воспроизводит уведомления, полученного ЦИК России 30 декабря 2017 г., либо его аналога от другой даты. Сведения о направлении 26 декабря 2017 г. электронного образа представленного административным истцом в судебном заседании оригинала уведомления от 26 декабря 2017 г. не подтверждены. Текст уведомления отсутствует и в представленных скриншотах (л.д. 30, 31), которые изготовлены административным истцом, а не являются результатом обеспечения доказательств нотариусом (статья 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) или судом (статьи 64-66 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно представленным административным ответчиком справкам федерального государственного казенного учреждения "Федеральный центр информации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" от 24 января 2018 г. N 17-04/270 и начальника отдела прохождения документов и ведения архива Правового управления Аппарата ЦИК России от 25 января 2018 г. посредством интернет-сервиса "Электронная форма обращений в ЦИК России", функционирующего на официальном сайте ЦИК России (http://cikrf.ru), 26 декабря 2017 г. в 02.43 час. получено обращение Зеленко П.Е. (адрес электронной почты: vvp-media@ya.ru), зарегистрированное под входящим N 5093, которое не содержало каких-либо приложений.
В этом обращении, как следует из его содержания, были заданы вопросы, связанные с разъяснением положений статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" относительно порядка проведения собрания группы избирателей и срока подачи ходатайства о регистрации группы избирателей, и излагалась просьба об оперативном ответе со ссылкой на проведение собрания инициативной группы 27 декабря [2017 г.].
Данное обращение рассмотрено ЦИК России и на него дан ответ, изложенный в письме от 28 декабря 2017 г. N 07-13/11450.
Предположение административного истца о том, что во время электронной передачи обращения, содержащего в качестве приложения файл с уведомлением о месте и времени проведения собрания группы избирателей 4 января 2018 г., мог иметь место технический или программный сбой, вследствие которого уведомление не было доставлено, не имеет правового значения.
Действующее законодательство о выборах Президента Российской Федерации не устанавливает специальной формы и способа оповещения ЦИК России о месте и времени проведения собрания группы избирателей, поэтому заинтересованные лица, определяя их самостоятельно, несут ответственность за результат своего выбора. В любом случае участники такого взаимодействия должны располагать достоверной и качественной информацией о юридически значимом действии, дате и времени его совершения, конкретном содержании.
Упоминаемые административным истцом в судебном заседании случаи его различных обращений по "горячей линии" информационно-справочного центра ЦИК России факт надлежащего уведомления о месте и времени проведения собрания группы избирателей 4 января 2018 г. не подтверждают. На данное обстоятельство Пугачев В.В. не указывает и в административном исковом заявлении.
Таким образом, отказ ЦИК России в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Пугачева В.В., и её уполномоченных представителей в связи с невыполнением требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", является законным.
Согласно статье 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" ЦИК России при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, в том числе организует подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации (подпункт 1), осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение данного федерального закона (подпункт 2).
Реализуя такие полномочия, ЦИК России правомерно дополнительно указала в Постановлении на несоблюдение Пугачевым В.В. пункта 4 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", согласно которому в ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, каждого члена группы избирателей (подпункт 2).
Изложенный в Постановлении вывод о неполных данных в отношении указанных в ходатайстве членов группы избирателей (не указаны адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность) подтверждается содержанием представленного в ЦИК России ходатайства.
Понятие адреса места жительства приведено в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Ходатайство о регистрации группы избирателей, представленное Пугачевым В.В. в ЦИК России 7 января 2018 г., не содержит сведений об адресе места жительства в отношении всех 544 фактически указанных в нём членов группы избирателей. В ходатайстве последним порядковым номером указана цифра 550, при этом оно не содержит сведений о членах группы избирателей, поименованных под порядковыми номерами 288-293 (страницы 23-24).
В ходатайстве отсутствуют сведения об основном месте работы или службы 24 членов указанной группы (порядковые номера 30, 86, 163, 219, 228, 232, 245, 264, 268, 278, 305, 316, 351, 365, 384, 399, 457, 471, 489, 501, 509, 513, 521 и 541), относительно 23 членов группы избирателей отсутствуют сведения о занимаемой ими должности (порядковые номера 7, 15, 20, 83, 101, 107, 108, 165, 213, 214, 260, 330, 331, 345, 378, 392, 394, 410, 441, 493, 515, 516 и 524).
Исходя из положений подпункта 57 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" род занятий - это документально подтверждённая деятельность, приносящая доход, а также статус неработающего лица: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Относительно 22 членов группы избирателей (порядковые номера 25, 38, 42, 43, 78, 112, 152, 155, 190, 209, 223, 254, 283, 299, 312, 338, 341, 428, 444, 455, 492 и 539), о которых указано, что они являются студентами или учащимися, в объёме необходимых сведений о роде занятий отсутствует наименование соответствующего учебного заведения.
Довод административного истца о том, что недостающие сведения о членах группы избирателей содержатся в нотариально удостоверенном протоколе регистрации членов группы избирателей, представленном им в ЦИК России, не является обоснованным, поскольку указанный протокол не содержит сведений об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - роде занятий) членов группы избирателей, а также не заменяет ходатайство. Кроме того, этот довод не соответствует подпункту 2 пункта 4 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", отступление от требований которого является недопустимым.
Следует считать несостоятельным и довод Пугачева В.В. о том, что согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ЦИК России обязана была уведомить его о неполноте сведений в ходатайстве о регистрации группы избирателей, он имел право устранить допущенные неточности. Названное законоположение регулирует отношения, связанные исключительно с регистрацией кандидата (кандидатов), списка кандидатов, его действие не распространяется на процедуры, предусмотренные статьёй 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 4 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным федеральным законом, иными федеральными законами, состоит из 15 членов.
Как следует из протокола заседания ЦИК России от 10 января 2018 г. N 125, в заседании участвовали 13 из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса, которые единогласно приняли оспариваемое постановление.
Статьёй 31 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утверждённого постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 1/46-II (далее - Регламент), предусмотрено, что заседание Комиссии является правомочным, если на нём присутствуют не менее десяти членов Комиссии с правом решающего голоса
Принимаемые решения оформляются постановлениями Комиссии или выписками из протокола заседания Комиссии, которые подписываются Председателем и секретарём Комиссии (статья 44 Регламента).
Следовательно, оспариваемое постановление принято правомочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры его принятия.
С учётом изложенных обстоятельств правовых оснований для признания Постановления незаконным по доводам административного истца не имеется.
Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Пугачева Василия Владимировича об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 января 2018 г. N 125/1052-7 "Об отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Василия Владимировича Пугачева, и её уполномоченных представителей" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 25 января 2018 г. N АКПИ18-79
Текст решения официально опубликован не был