Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2018 г. N 74-АПГ17-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе районного Совета депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2017 года, которым удовлетворён административный иск первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения районного Совета депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2016 года N 3 РРС 32-4 "Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения ресурсный резерват (Эркээйи Сир) "Марха".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 сентября 2016 года районный Совет депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) принял решение N 3 РРС 32-4, которым образована особо охраняемая природная территория местного значения ресурсный резерват (Эркээйи Сир) "Марха" площадью 1 418 386,55 гектаров и утверждено Положение о ресурсном резервате (Эркээйи Сир) местного значения "Марха" в Нюрбинском районе Республики Саха (Якутия).
Данное решение обнародовано 4 октября 2016 года путём размещения на стенде официальной информации в здании районной администрации муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия).
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании указанного решения недействующим, ссылаясь в обоснование своего требования на то, что особо охраняемая природная территория местного значения ресурсный резерват (Эркээйи Сир) "Марха" создана на лесных участках в составе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. Прокурор усмотрел в названном решении коррупциогенный фактор, так как, по мнению прокурора, данное решение принято за пределами компетенции районного Совета депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия).
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2017 года административный иск удовлетворён.
Оспариваемое решение признано не действующим со дня вступления решения суда об этом в законную силу.
В апелляционной жалобе районный Совет депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
С учётом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в статье 2 названного федерального закона различаются категории данных территорий. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 3 этой же статьи).
Из пункта 5 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 года 910-3 N 713-IV "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" следует, что в Республике Саха (Якутия) установлена такая категория особо охраняемых природных территорий как ресурсные резерваты (Эркээйи Сирдэр).
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Между тем при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела суд первой инстанции установил, что районный Совет депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) в нарушение пункта 8 статьи 2 указанного федерального закона особо охраняемую природную территорию местного значения ресурсный резерват (Эркээйи Сир) "Марха" создал на земельных участках, находящихся, в том числе, в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как установил суд первой инстанции и видно из материалов административного дела, земли лесного фонда, на которых районным Советом депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) организован ресурсный резерват (Эркээйи Сир) "Марха", составляют более 94 процентов территории данного ресурсного резервата, государственный кадастровый учёт осуществлён в отношении 53 земельных участков, находящихся в границах ресурсного резервата, общей площадью 1 197 гектаров, из которых в собственности муниципального образования находится только два земельных участка общей площадью 53 гектара.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь приведёнными нормами Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и Лесного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к закономерному выводу о признании оспариваемого решения районного Совета депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) не действующим полностью со дня вступления решения суда об этом в законную силу.
При этом суд первой инстанции правомерно учёл и положение подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации об осуществлении перевода земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую Правительством Российской Федерации. В частности, состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий определяет соответствующее Положение, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 48.
Кроме этого, суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск прокурора, правильно руководствовался частью 3 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" и пунктом 2.5.2 Порядка образования, преобразования и упразднения особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) местного значения, утверждённого постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2012 года N 613.
Частью 3 статьи 16 названного закона Республики Саха (Якутия) закреплено, что конкретные особенности, зонирование и режим каждого ресурсного резервата определяются положением об этом ресурсном резервате, утверждаемым органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2.5.2 названного Порядка предусмотрено, что для принятия решения об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения необходимо согласование земельного, а также лесного участка с землепользователями (охотпользователи, лесопользователи и так далее), заинтересованными министерствами и ведомствами, интересы которых могут быть затронуты, в том числе с государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.
Суд первой инстанции установил и из материалов административного дела видно, что в нарушение приведённых норм Положение о ресурсном резервате (Эркээйи Сир) местного значения "Марха" в Нюрбинском районе Республики Саха (Якутия) министерством охраны природы Республики Саха (Якутия) не было утверждено, а государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию не было согласовано.
Таким образом, обжалуемое решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) является законным и обоснованным. Оснований не согласиться с выводами суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит. Доводы апелляционной жалобы районного Совета депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) служить поводом для отмены решения суда не могут, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании приведённых выше норм материального права, полностью повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу районного Совета депутатов муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2018 г. N 74-АПГ17-16
Текст определения официально опубликован не был