Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2018 г. N 11-АПГ17-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Альметьевского городского Совета от 23 ноября 2006 г. N 42 "О генеральном плане города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" в части включения в границы города Альметьевска участков, расположенных на землях лесного фонда, по апелляционной жалобе Альметьевского городского Совета на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Прасолова А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Альметьевского городского Совета от 23 ноября 2006 г. N 42 "О генеральном плане города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" в части включения в границы города Альметьевска участков, расположенных на землях лесного фонда:
в части включения в границы города Альметьевска участков, расположенных на землях лесного фонда:
- части выделов 36, 37, 41 квартала 172, выделов 23-40, 44-46, 49, 51, 52, части выделов 8, 9, 18, 21, 43, 47, 48, 50 квартала 173, части выделов 49, 51, 52, 56, 57, 60, 66, 67, 68, 69 квартала 175, части выделов 16, 17, 20, 21, 22 квартала 187, выделов 1-11 квартала 189, выделов 1-14 квартала 190, выделов 10-13, части выделов 9, 14, 16, 22, 23, 34 квартала 195, выдела 11, части выделов 10, 12 квартала 201, выдела 2, 4, 7, 8, части выделов 1, 3, 5, 6 квартала 202, выделов 12-15, части выдела 11 квартала 203, выделов 18, 19, 21, части выдела 22 квартала 204, выделов 21, 23, части выдела 19 квартала 205 Поташно-Полянского участкового лесничества Альметьевского лесничества Республики Татарстан;
- выделов 13-20, части выдела 11 квартала 158, выделов 10-13, 15-21, части выдела 14 квартала 161, выделов 4-7, 9 квартала 162, выделов 1-5 квартала 172 Минибаевского участкового лесничества Альметьевского лесничества Республики Татарстан.
В обоснование заявленного требования административным истцом указано на то, что оспариваемый акт принят с нарушением установленной действующим законодательством процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов, проект генерального плана не был согласован с Рослесхозом.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2017 г. заявление Рослесхоза удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Альметьевский городской Совет обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Республики Татарстан представлены возражения.
В судебное заседание представители Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Межрегионального территориального управления Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, прокуратуры Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав представителя Рослесхоза и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии со статьей 1 Устава муниципального образования город Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан муниципальное образование наделено статусом городского поселения.
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 20 статьи 14" имеется в виду "пунктом 20 части 1 статьи 14"
Согласно статье 6 Устава муниципального образования город Альметьевск, представительным органом местного самоуправления является Альметьевский городской Совет.
Решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 23 ноября 2006 г. N 42 "О генеральном плане города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" утвержден Генеральный план г. Альметьевска.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого правового акта) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с частью 4 и пунктами 1-3 части 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, в том числе отображаются границы городского поселения, границы населенных пунктов, входящих в состав городского поселения, границы земель лесного фонда.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса, положениями которых установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, в период подготовки и принятия оспариваемого акта являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, действовавшее на основании Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283, которое осуществляло рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.
Таким образом, в силу действовавшего на момент принятия оспариваемого акта законодательства, проект Генерального плана г. Альметьевск, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого городского поселения, мог быть утвержден решением Альметьевского городского Совета только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Судом установлено, что указанные административным истцом лесные участки Поташно-Полянского и Минибаевского участковых лесничеств Альметьевского лесничества Республики Татарстан относятся к землям лесного фонда, что подтверждается сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, картами-схемами расположения границ земельных участков, Право собственности Российской Федерации на указанные участки лесного фонда подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от декабря 2009 г., января 2010 г., июня 2014 г.
Судом установлено, что Генеральным планом г. Альметьевска указанные административным истцом земельные участки лесного фонда фактически включены в границы города, что подтверждается выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" картографическим наложением материалов лесоустройства с границей г. Альметьевск.
Между тем, как следует из обстоятельств дела, проект Генерального плана г. Альметьевск с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласован и не представлялся на согласование.
Утверждение генерального плана города при отсутствии согласования его проекта с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти явилось нарушением порядка перевода земель из одной категории в другую.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что Генеральным планом границы города не устанавливались, границы земель лесного фонда не изменялись, а лесные участки вошли в состав территорий включенных в границы города еще в 2003 г. не влияют на установленные судом фактические обстоятельствами дела, подтверждающие факт незаконного включения земель лесного фонда в границы городского поселения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда Судебной коллегией не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Альметьевского городского Совета - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2018 г. N 11-АПГ17-30
Текст определения официально опубликован не был