Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 марта 2018 г. N 03-07-11/13296
Вопрос: ООО (далее по тексту - Концессионер) рассматривает возможность участия в Концессионном соглашении (далее по тексту - Соглашение, проект Соглашения) на реконструкцию, модернизацию и дальнейшую эксплуатацию недвижимого (здания депо) и движимого (подвижного состава) имущества метрополитена.
Согласно п. 1.1. проекта Соглашения Концессионер обязуется за счет собственных и (или) привлеченных средств осуществить реконструкцию недвижимого и капитально-восстановительный ремонт и модернизацию (далее - модернизация) движимого имущества (далее - объекты Соглашения, Объекты), право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять деятельность с использованием Объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектами Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п. 1.3. проекта Соглашения Цель использования объектов Соглашения - осуществление маршрутных перевозок транспортом общего пользования, а также обеспечения профилактического обслуживания, ремонта, экипировки и хранения подвижного состава метрополитена.
Согласно п. 6.1. проекта Соглашения Концессионер принимает обязательства по финансированию расходов на реконструкцию и модернизацию Объектов.
Согласно п. 6.3. проекта Соглашения в период эксплуатации Объектов Соглашения и до прекращения Соглашения Концедент выплачивает Концессионеру плату Концедента (в рамках модернизации движимых объектов Соглашения) согласно графику.
Плата Концедента (в рамках модернизации движимых объектов Соглашения) по Соглашению подлежит уплате Концедентом ежемесячно не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного месяца в соответствии с графиком платы Концедента.
С целью финансирования работ по реконструкции и модернизации объекта Соглашения Концессионер планирует привлечение банковского кредита для оплаты выполненных работ. Процентные расходы по полученным кредитам будут признаваться Концессионером в течение всего срока концессионного Соглашения в составе прочих расходов.
Просим дать разъяснение по нижеуказанным вопросам.
Вопрос 1. Налогообложение НДС выплат концедента концессионеру
Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" выплаты концедента могут осуществляться в виде:
1. компенсации расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
2. компенсации расходов на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения;
3. платы концедента.
Просим разъяснить порядок налогообложения НДС каждого из трех указанных выше видов выплат Концедента в пользу Концессионера, а также правомерность отнесения Концессионером процентов за пользование кредитом, привлеченным им для финансирования работ по реконструкции и модернизации Объекта концессионного соглашения, по их экономическому смыслу к числу расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
Вопрос 2: Принятие НДС к вычету с расходов концессионера на создание, реконструкцию и модернизацию объекта концессионного соглашения
Проектом Соглашения определен порядок эксплуатации (использования) объектов Соглашения.
Согласно п. 5.2 проекта Соглашения в целях осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашения, Концессионер передает Объекты в пользование уполномоченной организации, предварительно определенной Концедентом посредством направленного в адрес Концессионера письменного уведомления, на основании договора пользования.
Принимая во внимание обязанность Концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (осуществление маршрутных перевозок транспортом общего пользования), наиболее соответствующей указанным целям мы видим в качестве такого договора пользования договор поручения.
Согласно статье 974 Гражданского кодекса Российской Федерации поверенный обязан передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения. Таким образом доходы Концессионера будет формировать плата за услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.
Просим разъяснить правомерность применения вычета по НДС у Концессионера с расходов на реконструкцию и модернизацию объектов указанного концессионного соглашения с учетом их (объектов) дальнейшей эксплуатации в целях оказания услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при осуществлении концессионером операций по реконструкции, модернизации и дальнейшей эксплуатации объектов городского пассажирского транспорта общего пользования Минфин России сообщает.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. Кроме того, концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Осуществление концессионером деятельности по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в целях налогообложения признается работой (услугой) и является объектом обложения налогом на добавленную стоимость у концессионера на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.
В то же время согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. При этом к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Таким образом, в случае использования объекта концессионного соглашения для оказания услуг, в том числе через поверенного, по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, плата концедента по концессионному соглашению за использование (эксплуатацию), выплачиваемая концессионеру, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у концессионера не включается. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), предъявленные концессионеру в процессе создания и (или) реконструкции, а также использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения для оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), освобождаемых от налогообложения, к вычету не принимаются, а согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).
Что касается платы концедента по концессионному соглашению, направленной на возмещение расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, то такая плата в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включается на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что вопрос правомерности отнесения процентов за пользование кредитными средствами, привлеченными концессионером для финансирования работ по реконструкции и модернизации объекта концессионного соглашения, к расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, нормами Кодекса не регулируется.
|
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются НДС при осуществлении концессионером операций по реконструкции, модернизации и дальнейшей эксплуатации объектов городского пассажирского транспорта общего пользования.
В случае использования объекта концессионного соглашения для оказания услуг, в том числе через поверенного, по перевозке пассажиров (за исключением такси, в том числе маршрутного), освобождаемых от НДС, плата концедента за использование (эксплуатацию) в налоговую базу по НДС у концессионера не включается. При этом суммы налога по товарам (работам, услугам), предъявленные концессионеру в процессе создания и (или) реконструкции, а также использования (эксплуатации) объекта, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).
Плата концедента, направленная на возмещение расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, в налоговую базу по НДС не включается.
НК РФ не урегулирован вопрос правомерности отнесения процентов за пользование кредитом, привлеченным концессионером для финансирования работ по реконструкции и модернизации объекта концессионного соглашения, к расходам на создание и (или) реконструкцию данного объекта.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 марта 2018 г. N 03-07-11/13296
Текст письма официально опубликован не был